CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Канадская брATIя

Николай БАБИЙ

Из компаний, продукция которых представлена сегодня на рынке 3D-акселераторов, ATI Technologies является самым старым игроком. Прошло уже целых 18 лет со дня ее основания, а это по меркам рынка информационных технологий весьма значительный срок. На сегодняшний день ATI является далеко не аутсайдером, даже более того — компания ведет напряженную борьбу со своим главным конкурентом в лице NVIDIA за первое место на рынке производителей видеочипов. В нашей статье читателям будет представлена краткая история графических карт этой компании.

Канадская компания ATI была основана в 1985 году Квоком Йен Хо, эмигрантом из Гонконга, и двумя его партнерами. Изначальный капитал фирмы составил $300 тыс., в штате было шесть человек. На то время будущий гигант графической индустрии, конечно же, не располагал собственными производственными мощностями, которые требуют значительно больших капиталовложений. Поэтому ATI занималась исключительно разработкой чипов, а производство микросхем заказывалось на одном из калифорнийских заводов. Верная стратегия развития предопределила успешное развитие бизнеса компании.

Первые приступы ярости

Всемирное признание ATI пришло лишь в 1994 году, когда было выпущено видеоядро Mach64, ставшее основой всех последующих разработок компании. Впрочем, первым продуктом, нацеленным именно на рынок 3D-видеокарт, стал чип ATI Rage II (слово rage в переводе с английского — ярость :-)), выпущенный в 1996 году, а также различные его модификации, в частности Rage II+ и Rage IIc. ATI Rage II являлся первым видеочипом компании, в котором на аппаратном уровне был реализован Z-буфер. Частоты ядра составляли 60 МГц, а памяти — 83 МГц. Rage II/II+ изготовлялись по 0.5-микронной технологии, а Rage IIc — уже с использованием 0.35-микронного техпроцесса. Несмотря на то, что производительность этого чипа в плане 3D кажется на сегодняшний день просто смехотворной, автор статьи лично запускал на ПК с ATI Rage IIc Unreal Tournament в самом низком разрешении (320x200) и даже добился производительности 6 fps :-) (компьютер представлял собой старенький Pentium 166MMX + 64 Mб памяти PC66).

На момент своего дебюта Rage II имел только двух серьезных конкурентов — 3dfx Voodoo и Rendition Verite V1000, которым он все же несколько проигрывал в плане производительности. Но инженеры компании ATI не сидели сложа руки, и год спустя ими был выпущен наследник Rage II — чип Rage Pro. Появившийся в 1997 году ATI Rage Pro на голову превосходил своего предшественника по всем параметрам. Он обеспечивал скорость заполнения сцены порядка 45 мегапикселей/с, поддерживал компрессию текстур и трилинейную фильтрацию, частоты ядра/памяти достигли уже 75/100 МГц. Чип производился с использованием 0.35-микронного техпроцесса (существовало даже несколько его модификаций, выполненных по 0.25-микронному техпроцессу —Rage XC и Rage XL). Но плохая реализация драйверов, впоследствии ставшая головной болью для компании, привела к тому, что видеокарты на этом чипе показывали относительно посредственную производительность в играх. ATI сделала попытку исправить сложившуюся ситуацию, выпустив так называемые турбо-драйверы (Turbo drivers). Как оказалось позже, эти драйверы также оставляли желать лучшего и не обеспечивали обещанного компанией скачка производительности в 40%, вследствие чего потенциал чипа так и не был реализован в полной мере.

Следующим продуктом компании стал ATI Rage 128 GL (рис. 1), в который, как можно догадаться из названия, была включена поддержка OpenGL, а ширина шины памяти возросла до 128 бит (у Rage II и Rage Pro — 64 бит). Скорость заполнения сцены достигла 100 мегапикселей/с, а частоты ядра/памяти — 103/103 МГц. Благодаря архитектуре своих чипов, ATI удалось добиться неплохих результатов — не слишком большого падения производительности при переходе с 16- в 32-битный цвет. Впрочем, это преимущество затмевалось низкой производительностью именно в 16-битном цвете. В результате получалась довольно странная картина — ATI Rage 128 обходил Voodoo 2 и Riva TNT в 32-битном цвете и проигрывал в 16-битном. Еще один минус видеокарт ATI — проблема драйверов, которая оставалась «ахиллесовой пятой» компании. Зачастую выпускались чипы, превосходящие по параметрам разработки конкурентов, но из-за невысокого качества драйверов они демонстрировали заниженную производительность, не достигая теоретических возможностей. Кроме того, несколько неудач с драйверами подряд снискали ATI плохую репутацию — многие геймеры за глаза именовали ее дрова «глючными» и «недоделанными», что в свою очередь, сказывалось на объемах продаж. Но несмотря на все это, чип ATI Rage 128 GL оказался достаточно неплохим решением по соотношению цена/качество, к тому же он предоставлял возможность аппаратного декодирования DVD. Как и все прочие чипы ATI, Rage 128 GL демонстрировал отличное качество 2D, чего нельзя было сказать о большинстве его конкурентах, за исключением, возможно, видеокарт от Matrox.

В 1999 году ATI выпустила улучшенную версию этого чипа —Rage 128 Pro. В нем была добавлена поддержка анизотропной фильтрации, а также повышены частоты ядра/памяти, которые составили 118/140 МГц. Сам чип производился по 0.25-микронной технологии.

В том же 1999 году компанией был выпущен достаточно необычный продукт — видеоадаптер Rage Fury MAXX, который представлял собой 3D-акселератор с двумя чипами Rage 128 Pro, работающими в параллельном режиме (рис. 2). Но Rage Fury MAXX был решением скорее экзотичным, хотя и обладал неплохими показателями: скорость заполнения сцены — 250 мегапикселей/с, частоты чипа/памяти — 125/143 МГц. Учитывая то, что цены на карты Rage Fury MAXX «кусались» из-за наличия 2-х чипов и увеличения памяти в 2 раза, этот видеоадаптер «осел» лишь в компьютерах уж очень «экстремальных» геймеров.

Рис. 1   Рис. 2

Ода к радости

Следующим шагом ATI был выпуск уже шестого поколения графических чипов. В марте 2000 года на форуме разработчиков игр компания продемонстрировала следующий видеочип, а также предоставила информацию об используемых в нем технологиях Charisma Engine и Pixel Tapestry. Немного позже это чудо техники получило и официальное название —Radeon 256, более известный как просто Radeon. В новый чип была включена поддержка DDR-памяти, блока T&L, а также нескольких новых фирменных технологий —HyperZ и HydraVision. Radeon 256 показывал вполне приличные результаты, ненамного отставая от NVIDIA GeForce 2 GTS в 16-битном цвете, но несколько превосходя последнего в 32-битном. Параметры самого чипа также улучшились — скорость заполнения сцены достигла 333 мегапикселей/с, а частоты ядра/памяти — 166/166 МГц. Для производства использовался 0.18-микронный техпроцесс.

Принимая во внимание успех своего нового продукта, компания предприняла попытку охватить как можно больший сектор пользователей. Было выпущено несколько модификаций Radeon’а 256 —Radeon LE и Radeon VE. И если первый оснащался «полноценным» Radeon 256, только с заниженными частотами (148/148 МГц), то второй являлся урезанной версией чипа, в котором напрочь отсутствовал блок T&L, а также была уменьшена до 64 бит ширина шины памяти. Позднее на рынок попали так называемые Radeon LELE с еще более низкими частотами и, как следствие, по более доступными ценами. Однако именно чипы Radeon VE снискали наибольшую популярность отчасти из-за цены, а отчасти из-за поддержки фирменной технологии HydraVision, позволявшей выводить изображение на два монитора или на монитор и телевизор одновременно.

С выпуском своего нового чипа Radeon 8500 ATI первый раз за несколько лет поменялась местами с NVIDIA — теперь уже последняя оказалась в роли «догоняющей». Впрочем, ничего удивительного тут не было — частоты поднялись до 275/270 МГц. Кроме того, новый чип в полном объеме поддерживал инструкции DirectX 8.1, чего нельзя было сказать о его конкуренте GeForce 3. Как и в случае с Radeon 256, компания представила LE-модификации с пониженными частотами (250/270 МГц). Однако и этого ATI показалось мало. На момент выпуска этих чипов даже платы на основе Radeon 8500LE стоили достаточно дорого, поэтому было принято решение о выпуске еще одного чипа для систем «начального» уровня. Им стал Radeon 7500 (рис. 3), производительность и цена которого были еще более скромными. Кроме того, младший чип не поддерживал (в полной мере) инструкций DirectX 8.1 (лишь DirectX 7.1). Тем не менее, оба чипа заняли свои места на рынке и продавались достаточно успешно.

Впрочем, ATI, как уже говорилось в начале статьи, не имела привычки почивать на лаврах и выпустила новый чипсет — сверхпроизводительный Radeon 9700 Pro (рис. 4). Скорость заполнения сцены которого достигала 2.6 гигапикселя/с (у GeForce 4 Ti4600 этот показатель составил всего 1.3 гигапикселя/с) при частотах ядра/памяти 325/310 МГц и ширине шины памяти 256 бит. Вместе с версией Pro выпускается и более медленный Radeon 9700 с частотами 275/275 МГц. Плюс «урезанная» версия —Radeon 9500 (Pro) с шириной шины памяти 128 бит (у версии не-Pro также уменьшено количество конвейеров рендеринга с 8-ми до 4-х) и частотами такими же, как у Radeon 9700.

Рис. 3   Рис. 4

В то же время ATI не собиралась терять и рынок видеокарт начального и среднего уровней. В этом секторе она позиционирует Radeon 9000 (Pro) (рис. 5) — недорогое решение на базе абсолютно нового чипа, который, в отличие от Radeon 9500, не имел никакого отношения к 9700 Pro. При одинаковых с Radeon 9500 частотах ядра/памяти новый чип заметно проигрывал последнему в плане производительности и мог похвастать поддержкой только DirectX 8.1, а не 9.0, как чипы серий 9700 и 9500. Впрочем, все его недостатки c лихвой компенсировались ценой, которая опустилась ниже стадолларовой отметки.

Для полноты картины стоит также добавить, что ATI выпускает не только чипы для настольных ПК, но и мобильные (серия Radeon Mobility), причем в этой области на сегодняшний момент компания чувствует себя полновластным хозяином. ATI также довольно успешно занимается выпуском профессиональных графических решений (серия FireGL). Кроме того, на основе своих чипов компания производит платы, которые объединяют в себе возможности 3D-акселератора и TV-тюнера — серия All-in-Wonder (рис. 6). На этом обзор продуктов компании ATI подошел к своему логическому завершению. Что ж, будем ждать новых видеоадаптеров, хороших и разных :-).

Рис. 5   Рис. 6

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov