Компания, без систем которой за последние семь лет не обходился ни один победитель в номинации «Лучший визуальный эффект», получивший награду от Академии Киноискусств, в настоящий момент терпит огромные убытки. Опубликованный 30 июня годовой отчет фирмы показывает, что за год ее доходы снизились до отметки в $1.854 млрд. Это на $477 млн. меньше, чем годом ранее. О негораздах, постигших компанию Silicon Graphics, эта статья.
Предыстория
Фирма Silicon Graphics Incorporated (SGI) — ведущий поставщик конечных продуктов для систем обработки и визуализации данных, была основана спустя год после явления миру первого персонального компьютера IBM PC, в 1982 году.
Использование первых компьютеров с процессорами 8088/86 выходило далеко за рамки задач упрощения математических расчетов. Эта машина начала проявлять себя в новых областях, например, играх, визуализации потоков информации. Пришло понимание того, что компьютер можно использовать и для решения масштабных задач. Но здесь уже главенствующую роль играла высокая производительность устройства.
Традиционно SGI занималась разработками и поставкой конечных продуктов для графических систем, суперкомпьютеров и систем визуализации данных. Не изменила она своим приоритетам и сегодня: компания разрабатывает системы на основе собственных RISC-процессоров и клона операционной системы Unix под названием IRIX, оптимизированной для работы в многопроцессорных и кластерных системах. Помимо этого, фирма выпускает системы на процессорах Intel с ОС Linux. Конечно же, это не полный перечень приоритетных направлений деятельности компании. Тут надо вспомнить и разработку мощных компьютерных систем — суперкомпьютеров, которым ставятся задачи фундаментальных расчетов во многих сферах прикладной и теоретической физики, химии, астрономии и других областей естествознания. Однако без преувеличения можно сказать, что специфические интересы у SGI лежат именно в сфере обработки графики. Поэтому выпуск графических станций, рассчитанных на использование профессионалами, работающими в областях инженерии, дизайна, видео и мультипликации, занимает особое, приоритетное место в перечне продукции SGI. Область интересов компании распространяется также на программы Maya и Alias Studio фирмы Alias|Wavefront, дочернего предприятия SGI. Упомянутые программы предназначены для создания реалистичных графических объектов и видеосюжетов.
Главный офис Silicon Graphics находится в небольшом городке Маунтин Вью, Калифорния. Производство сосредоточено в двух основных центрах — в Висконсине (США) и в Швейцарии. На американском континенте выпускаются серверы и мощные графические системы, в то время как на швейцарском заводе изготавливаются «настольные» системы. Системы, базирующиеся на процессорах от Intel, собираются сторонним производителем.
Компьютеры и кластерные системы фирмы SGI используют многие ведущие мировые производители в области авто- и самолетостроения, электроники и бытовой техники, энергетики и видеоиндустрии. Многие из них являются партнерами Silicon Graphics со времен ее основания, что составляет особую гордость компании. Среди таких фирм можно назвать наиболее ярких представителей в своей области: BMW AG, Toyota, Ford Motor Company, Daimler-Chrysler AG, Audi, Honda, Volvo Car Corporation, Toshiba, DreamWorks Animation, National Aerospace Laboratory of Japan, NASA Ames Research Center, Texaco, The Boeing Company и многие другие, бизнес которых немыслим без систем от SGI.
Финансы поют романсы
У такой компании, как Silicon Graphics, с подобным набором именитых клиентов, дела должны идти на пять баллов (конечно же, по пятибалльной системе оценок). Ан, нет, не все так просто в корпоративном королевстве. Опубликованный 30 июня годовой отчет фирмы показывает, что за финансовый год ее доходы снизились до отметки в $1.854 млрд., что на $477 млн. меньше, чем годом ранее. Причем компания утверждала, что все финансовые проблемы останутся в 2000-м году, и в 2001-м она выберется из полосы неудач (график 1). Но все произошло далеко не так, как хотелось руководству фирмы.
Причин подобных неутешительных результатов прошлого финансового года несколько. Назовем основные. Первая — кризис на рынке информационных технологий, который объясняется насыщением рынка компьютеров. Эта тенденция отчетливо просматривалась уже в третьем квартале 2000 — начале 2001 года, когда многими компаниями-производителями ПК и комплектующих было объявлено о падении прибылей ввиду насыщенности американского рынка. А ведь именно американский рынок до сих пор приносил львиную долю (около 54 %) прибылей Silicon Graphics. Однако за последние три года, наметилась четкая тенденция к уменьшению этого ключевого показателя (график 2). Интересен и другой факт: доходы компании от рынков остальной части мира, за исключением Европы, за последние пять лет, в общем-то, постоянно увеличиваются. Таким образом снижение прибылей, получаемых Silicon Graphics на американском рынке, частично компенсируется другими рынками, особенно азиатским. Это явление можно объяснить всеобщим распространением информатизации и смещением бизнес-приоритетов в сторону именно азиатского региона.
Вторая важная причина кризиса — это увеличивающаяся конкуренция на рынке серверных систем и суперкомпьютеров. Среди конкурентов фирмы SGI такие видные игроки на рынке компьютеров, как Sun Microsystems, IBM, Dell, HP и Compaq. Причем противостоять им приходиться сразу в двух приоритетных для Silicon Graphics областях. На рынке серверов и суперкомпьютеров — Sun Microsystems, IBM и Compaq. А на рынке настольных систем — IBM, Dell, HP и вновь Compaq.
Основную статью прибылей SGI составляют продажи серверных систем (38 % дохода компании), глобальные сервисы, включающие аппаратную и программную поддержку потребителя, и реализация графических рабочих станций (37 % и 19 % соответственно). Следует особо подчеркнуть то, что приоритеты компании смещаются в сторону предоставления потребителям глобальных сервисов. В этом стремлении Silicon Graphics не одинока. Например, IBM после проведения сокращений и реструктуризации своих подразделений, выделила службу обслуживания пользователей в отдельное звено своей корпорации, при этом были объединены подразделения, занимающиеся разработками и производством настольных и серверных систем.
Особо негативным для развития SGI на современном этапе является то, что она из года в год постепенно снижает инвестиции, выделяемые на научные исследования. Естественно, такая политика является результатом уменьшения годовых прибылей компании за последние пять лет. Правда, несмотря на падение доходов у многих компаний в прошлом финансовом году, большинство из них стараются не урезать финансирование, выделяемое на проведение исследований. Ведь современные технологии — это результат труда многих ученых и инженеров, и сокращение ассигнований на научные разработки может в будущем привести к технологическому проигрышу конкурентам. И все же факт налицо: несмотря на то, что SGI, как и ранее, отдает около 13 % от прибыли на научные исследования, вследствие падения доходов уменьшились и выделяемые суммы.
Кстати, многие ИТ-компании пытались разными способами снизить свои потери перед годовыми отчетами для того, чтобы удержать от падения цены на собственные акции, которые за последние полгода и так изрядно подешевели. Дело доходило до совсем курьезных случаев. Например, фирма Toshiba обратилась к своим работникам с призывом потратить около 10 % своей летней премии на покупку товаров, которые производит компания.
Рабочей силы в SGI за последний год тоже поубавилось. Персонал компании уменьшился на 770 человек. Правда, и эта тенденция в настоящий момент не является неординарным явлением на рынке ИТ. Увольнение сотрудников фирмой Silicon Graphics объясняется реструктуризацией, которую намечено завершить в середине 2002 года. Изменение структуры компании, по словам руководства, должно привести к определению приоритетных направлений развития бизнеса и увеличению производительности труда. На эти цели в первом квартале 2002 финансового года, завершившимся 28 сентября, уже было потрачено около $45 млн. Это единоразовые, но достаточно существенные потери даже для такой транснациональной корпорации, как SGI. Особенно учитывая то, что за тот же период активы фирмы уменьшились с $126 млн. до $123 млн. Настораживает лишь то, что сокращение персонала — это постоянное явление для SGI. Всего за последние пять лет количество ее работников уменьшилось почти в два раза — с 10930 до 5956 человек.
Надежда умирает последней
На прибыли SGI в прошлом финансовом году частично повлияли проигрыши основным конкурентам в тендерах. Как ни странно, но Silicon Graphics и далее, то есть в 2002 финансовом году, надеется львиную долю своего дохода получить от взаимодействия с государственными структурами, такими как NASA Ames Research Center и National Aerospace Laboratory of Japan.
Естественно, компания всеми возможными способами пытается выбраться из создавшегося непростого положения. Стремление к интеграции с другими ведущими игроками ИТ-рынка является частью плана выхода из кризисной ситуации. Например, компания NEC выкупила контрольный пакет акций японского подразделения Silicon Graphics. Деньги, полученные за продажу 60 % акций SGI Japan, а это около $63 млн., пойдут на продолжение реструктуризации и сокращение убытков в первом и втором кварталах 2002 финансового года. Второе, не менее значимое соглашение, SGI заключила с Microsoft. Silicon Graphics передала права на некоторую интеллектуальную собственность. Какую именно, не разглашается. Прибыли Silicon в результате данной сделки составили около $62 млн.
Итог
Давайте подведем итог всему вышесказанному. Сейчас сложно предсказать будущее Silicon Graphics. С уверенностью можно сказать одно: компания в последнее время медленно, но уверенно теряла завоеванные ранее позиции на мировом информационном рынке. И все же конкурентам еще рано праздновать окончательную победу. Тем более, что у них хватает собственных проблем, вызванных мировым спадом в экономике. Просто не хочется верить, что такой мощный игрок, как SGI, уйдет с рынка информационных систем.