CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

«Исламский фактор», или Думай сам

Роман РАВВЕ roman_kiev@mail.ru

Когда пишешь или говоришь об исламе, постоянно чувствуешь, что собеседник изначально воспринимает эту тему через определенную призму своих представлений. Слово «ислам» прочно связаны в нашем сознании со словами «джихад», «моджахед», «священная война» и «терроризм». Все дело в том, что усилиями СМИ между исламом и исламским фундаментализмом поставлен знак равенства.

На самом деле достаточно ознакомиться с основными качествами фундаментализма — будь-то исламский, христианский или иудейский — и методами, применяющимися его сторонниками, чтобы врубиться в причину указанной смыслоподмены. Одним из основных их лозунгов является «переход к абсолютной теократии» — «Власти Бога», воля которого сообщается, конечно же, непосредственно им — фундаменталистам, — они то и будут ее воплощать. Отсюда и вытекает абсолютная непредрасположенность фундаменталистов к диалогу, дискурсу, обмену мнениями и точками зрения типа «у Вас своя конфессия — у нас своя, но Вашу мы тоже уважаем». Для фундаменталиста существует две точки зрения: одна — его и другая — неправильная :-). Исходя из этого, применения любых способов воздействия для достижения цели является для таких людей вполне оправданным. Наиболее частоупотребляемый — это ложь. Фундаменталисты заявляют, что их большинство — на самом деле они составляют совсем небольшой процент из всех приверженцев конфессии. Почему же от них столько шума? Элементарно, потому что они громче всех кричат. Они декларируют борьбу против «европеизации» — возврат к собственным, якобы являющимися гарантами праведности, традициям и основам жизни. При этом именно фундаменталисты чаще всего обращаются к самым передовым технологиям. Именно они в числе первых осваивают последние разработки в науке и технике — будь-то приемы общения с толпой, Интернет или спутниковая телефония.

Таким образом фундаментализм является одной из козырных карт на политической арене. На борьбу с ним, особенно исламским как наиболее радикальным, выбиваются огромные бабки, партии, находящиеся в оппозиции к фундаменталистским, получают поддержку в продвижении к высшей власти, поскольку с ними договориться будет значительно легче, чем с их противниками. Фундаментализм стал товаром и торговой маркой. Вывод из всего этого напрашивается один — если хочешь действительно в чем-то разобраться, выбирай информацию сам.

http://islam.r2.ru — большой сервер, рассчитанный на ребенка или взрослого, который начинает знакомиться с исламом. Можно сказать, очень развернутый FAQ: что собой представляет основа ислама, его священные тексты, как совершать молитвы, материалы для изучения арабского, без знания которого невозможно быть мусульманином. В «Библиотеке» большое собрание материалов, посвященных религии: это наставления имамов (высших духовных авторитетов), раскрытие смысла различных предписаний и запретов, всевозможные притчи, истории из жизни Пророка и его сподвижников, публикации о развитии ислама в разных уголках мира.

Особенно здорово выполнены разделы по изучению языка и чтению Корана — лежат Суры (главы из Корана) на арабском языке, причем с разноцветными буквами, чтобы читать с правильной длительностью звуков, русским переводом и отдельно в звуковом формате для скачивания. Кроме этого, отдельно материал о том, как правильно заниматься чтением Корана — когда и в каком месте, с каким настроением и т. п. В «Мусульманских именах» находится энциклопедия имен выдающихся мусульман, а также объясняется, почему эти личности стали знамениты. В «Пересчете дат» программа переводит их из григорианского летоисчисления в исламский и наоборот. Мусульмане ведут свое летоисчесление, начиная от «хиджры», — того момента, когда Пророк был вынужден отправиться из города Мекки в город Ясриб (впоследствии Медина), и произошло это в 612 году н. э.

К тому же, на сайте много различной аудиоинформации. Кроме Корана, там представлены Хадисы — главы Суны. Эта священная книга повествует о событиях из жизни Пророка и его изречениях, 99 именах Всевышнего, содержит молитвы, обеспечивающие произносящему их различные блага еще в этом мире. Среди ссылок один англоязычный сайт по изучению арабского (http://www.funwitharabic.com/arabicgrammar.htm).

http://www.sufism.ru

Будь в этом мире странником, прохожим,

чья одежда и обувь запылены.

Иногда ты сидишь в тени дерева,

иногда идешь через пустыню.

Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.

Это Хадис из эпиграфа к сайту электронного журнала «Суфий». Суфизм — мистическое течение в исламе, возникшее в 8–9 столетии на Ближнем Востоке. В нем переплетаются индийские, иранские и средиземноморские религиозные представления, тем не менее, это именно исламское течение. В отличие от ортодоксального ислама, в основе суфизма лежит постижение Бога бессознательным, бессловесным способом, в процессе медитации и самоуничтожения как личности. Достигается это специальными практиками, которые называются «зикр». Зикром могут быть специальные танцы, во время которых участники кружатся с бешеной скоростью, слушанье музыки, исполняемой на двух традиционных инструментах — разновидности бубна и дудочки (см. http://www.sufism.ru/music), и пение песен. В отличие от ортодоксального ислама, суфизм является более харизматическим направлением, то есть многое в нем держится на живых примерах, духовных лидерах, отличающихся аскетизмом и самоотдачей в постижении Неизъяснимого. http://www.sufism.ru — большой ресурс, откуда удобно начинать поиск материалов об этом течении, а также традиционном исламе, поэзии, музыке и культуре Востока вообще. Все это Вы найдете в разделе «Карта сайтов». На сервере также представлен чат и конференция.

http://sufism.ru/shah — суфийский сайт, посвященный творчеству известного исследователя мировых религий и писателя Идрис Шаха. В «Библиографии» находится список наиболее известных его творений, некоторые из которых выложены на сервере. Это сборник «Сказки дервишей», ставший «бестселлером» в фидошных эхах, посвященных психологии; академическая работа «Суфии» о дервишских орденах, эзотерическом, то есть тайном толковании Корана, жизни Мулле Насреддина и многом другом, раскрывающем суть суфизма.

http://www.sufism.ru/rumi — сайт о поэте ХIII века Джала ад-дине Руми. Биография, исследования его жизни и творчества, работы, галерия восточной живописи.

http://www.sufism.ru/barzah —«Электронный барзах» содержит материалы, посвященные электронному общению, в частности Интернету как двигателю человечества, который благодаря своим уникальным свойствам стремительным домкратом ведет нас к просветлению :-).

Давно разорвана связующая нить...

Душа моя, не для того ль я жил,

Чтоб паутиной электронных жил

Обрывки мира вновь соединить.

Публикации докторов наук, исследователей суфизма в контексте передовых технологий, и просто подборки из конференций.

http://www.sufism.ru/sw —«Женщина в суфизме». Образцы прозы и поэзии, посвященных как женщинам-суфийкам, так и не следующим по Пути воссоединения с Источником Бытия. Предания о женщинах-суфийках, взгляд Корана на роль женщины. Среди авторов Омар Хайям, Вольфганг Гете, Ал-Араби. Раздел «Суфийская кухня» повествует о разных восточных блюдах, их символическом значении в исламе, тонкостях приготовления, обрядах, во время которых их подают.

http://glagol.ru/dervish — суфийский орден Ниматуллахи. Очень грамотный сайт — самые необходимые материалы без лишней ерунды. Два основных раздела —«Суфизм» и «Литературные странички». Первый содержит работы разных ученых о сущности течения, попытка научного объективного обоснования. А второй раздел посвящен поэзии и прозе, где Вы найдете стихи о любви и вере великих суфиев, поэтов и ученых Саади, Руми, Хафиза, автобиографические рассказы и др.

http://islam.boom.ru —«Ислам как он есть». Качественный сайт по ортодоксальному исламу. Тексты Корана и Сунны. В «Анализ» вошли исследовательские материалы, посвященные Священной Книги, статьи по сравнительному анализу между исламом и другими конфессиями, работы по вопросам межэтнических влияний. В «Науке» сравниваются священные тексты и достижения науки, а в «Этика» представлены исследования этических и моральных основ ислама. Раздел «Сегодня» посвящен современной ситуации — ислам во Франции (где эта религия достигла государственного уровня), отношение к женщине и т. д. Часто публикуются переводы с арабского и английского.

http://express.irk.ru/1000/religion/islam — здесь находится сжатый гипертекст с самой подробной энциклопедической информацией по истории и основам ислама, включая статистику и происхождения некоторых обрядов.

http://www.muslim.ru — ислам в России, календарь, литература, новости религиозной жизни мусульманских общин.

http://www.chat.ru/~mamont4/Islam.htm — памятники архитектуры, мечети, очень подробный материал о шариате — исламском законодательстве, которое разрабатывается на основе Корана и речей пророка.

http://haaxer.plus.ru/haaxer/religions/holy-scripts/islam — текст Корана на русском.

http://www.simurg.ru —«Симург» — библиотека классической тюркской поэзии. Кроме самих произведений, материалы о тюркской поэзии в целом — о стихотворных размерах, их символике, традиционном оформлении интерьера с использованием текстов-арабесок. Как Вам, наверняка, известно, в мечети нет изображений святых, как это принято в христианских храмах. В исламе вообще нет святых, за исключением течения шиитов, в котором почитаются святыми два первых имама —Али и Хусейн, — но и они не изображается. В искусстве используются только символы, например, имама Хусейна обозначает ладонь с пятью пальцами.

Надо отметить, что искусство арабесок достигло величайшего развития, о чем Вы можете прочитать тут: http://islam.r2.ru.

Территория распространения ислама покрывает самые разные этнические и культурные ареалы, каждый из которых до исламизации отличали своим особенности, своя специфика — оригинальные традиции, менталитет, мироощущение. С принятием ислама некоторые местные влились в новую культуру, другие исчезли. Третьи приспособились к особенностям нового мусульманского общества, хотя и не могли существовать в нем по определению. Такие представления получили название «адат». Так, например, обычай кровной мести у некоторых мусульманских народов шариатский суд считает адатом — пережитком прошлого, которое не должно встречаться в мусульманском обществе. Тем не менее, искоренить его не так-то просто, бывает, что полиция вынуждена просто физически уничтожить обе враждующие стороны.

Но пытаться составить адекватное представление об исламе, опираясь исключительно на отдельные отрывочные сведения, дело безнадежное. Только самостоятельно знакомясь с источниками, возможно по-настоящему разобраться в каком-либо религиозном течении.

Подбирая вышеприведенные ссылки, я ориентировался именно на этот принцип. Хотя человеческое существо настолько многогранно, что учесть все силы, которые на него воздействуют и формируют его сознание, невозможно и навешивать ярлыки, в любом случае, не стоит.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov