Полки книжных магазинов буквально завалены книгами о HTML и веб-дизайне, но как создать хорошую специализированную библиотеку из действительно стоящих книг? Надеюсь, что эта статья поможет вам в этом важном вопросе. Для обзора я подобрал книги, которые охватывают большинство аспектов веб-дизайна. На мой взгляд, столь жестким требованиям удовлетворяет серия бестселлеров о юзабилити и теории веб-дизайна «Библиотека веб-дизайнера» («Веб-дизайн» Дмитрия Кирсанова, «Веб-дизайн» Якоба Нильсена и «Веб-дизайн» Стива Круга), а также книга Молли Хольцшлаг «Специальное использование HTML 4.0».
«Веб-дизайн» Якоба Нильсена
Издательство: «Символ-Плюс». 512 с.
Это книга крупного специалиста по юзабилити Якоба Нильсена, президента консалтинговой группы NNG, специализирующейся на тестировании юзабилити веб-сайтов. В своей книге автор проповедует комплексный подход к веб-дизайну. В первой части книги Дизайн страницы приводятся результаты исследований, касающиеся динамики обновления браузеров, каналов связи, версий браузеров, мониторов и других показателей, оказывающих важное влияние на разработку веб-сайта. В качестве решения проблемы отображения страницы в разных разрешениях рассматривается технология динамических таблиц. Описываются методы подбора оптимальных цветов ссылок, выбора гармонической цветовой гаммы сайта. На основе статистических исследований автор выводит интересную формулу оптимального размера страницы с точки зрения юзабилити. Большое внимание уделяется разделению описания содержания и его представления: первое осуществляется с помощью HTML, в то время как второе с помощью CSS. В последующих частях книги Нильсен рассказывает о разработке информационного наполнения сайта. В частности, рассматривается технология создания информационного наполнения, состоящая из ряда процессов: написания и редактирования текстов, оптимизации графики и пр. Большое внимание уделяется методам внедрения мультимедиа, оптимизации фотографий для использования в сети. Читатель плавно переходит к применению своих знаний на практике в разделе Разработка сайта. Здесь на наглядных примерах рассматриваются технические вопросы создания сайта, разработки главной страницы, а также методы создания сайтов, независимых от разрешения экрана, типа браузера и используемой платформы. Автор считается крупным специалистом в области создания интерфейсов (Якоб Нильсен возглавлял отдел по разработке интерфейсов в Sun Microsystems), и потому огромное внимание уделяется разработке пользовательского интерфейса сайта навигации. Довольно специфичен раздел Разработка интрасетей. В данном случае интрасеть это внутренний сайт компании, который работает одновременно и как связующее звено между отделами компании, и как эффективнейший архив информации, и как инструмент управления сотрудниками. В этой главе описывается создание интрасети на примере таковой компании Sun, разработчиком которой был Нильсен. Интересна также заключительная глава о перспективах развития Интернета, где автор пророчествует о том, что Интернет станет единым информационным пространством, вытеснив бумажные издания и телевидение.
Книга очень хороша, думаю, она будет интересна как начинающему, так и профессионалу.
«Веб-дизайн» Стива Круга
Издательство: «Символ-Плюс». 195 с.
Следующая книга от довольно известного и уважаемого специалиста по вопросам юзабилити Стива Круга. Автор интересно и очень по-своему излагает материал: ненавязчиво, с чувством юмора. В книге есть множество примеров и практических заданий рекомендую ее всем начинающим в вопросах юзабилити, хоть и в библиотеке профессионала она будет вполне уместна. В оригинале книга называется «Don’t make my think» («Не заставляйте меня думать»). У меня даже сложилось впечатление, что это основная идея книги: как создать сайт, минимально напрягающий посетителя. Начинается книга с введения с юмористическим названием Readme.1st. Первая глава «Не заставляйте меня думать», в которой автор в свойственной ему шутливой манере поясняет, почему неудобные в использовании вещи редко используется. По аналогии неудобные в использовании сайты, как правило, не будут популярны у посетителей. Интернет конкурентная среда, и клик пользователя здесь что-то вроде избирательного бюллетеня. Внимание интернет-пользователей, этих беспокойных искателей, нужно чем-то привлечь. Интересно сравнение начальных страницами сайтов с рекламными щитами. В главе «Упустите лишние слова» Круг делится своими интересными наработками в создании текстов для Интернета. Вы слышали рассказ о мальчике и девочке, которые заблудились в лесу, но выбрались из переделки благодаря хлебным крошкам, которые они то и дело сыпали на дорогу? Если сопоставить эту историю с реалиями Интернета, можно сказать что хлебными крошками является навигация узла. Именно о разработке последовательной и простой в использовании навигации узла идет речь в седьмой главе книги. Здесь также рассматриваются навигации известных узлов, разные виды организации навигации (закладки, панель навигации, панель с кнопками навигации). После того как читатель ознакомится с основными принципами веб-юзабилити и готов использовать их в своих проектах, автор предложит ему провести незначительное по затратам но весьма эффективное тестирование.
Книга лично мне очень понравилась, как за интересную манеру изложения материала, так и за насыщенность примерами и интересными заданиями. Рекомендую ее всем, независимо от уровня подготовки и опыта в области веб-юзабилити.
«Веб-дизайн» Дмитрия Кирсанова
Издательство: «Символ-Плюс». 368 с.
Очень известная книга отечественного автора Дмитрия Кирсанова, бестселлер.
«У меня есть настольный компьютер, лампа, стойка для компакт-дисков, пепельница, карандашница, магнитофон, спектрофотометр. Теперь у меня появилась настольная книга… Это первая книга о веб-дизайне, которую я буду рекомендовать всем», цитата из отзыва Артемия Лебедева об этой книге. Логичнее всего рассматривать ее как продолжение серии «Библиотека веб-дизайнера». Если первые две книги посвящены скорее юзабилити, чем дизайну, то в этой книге центральным вопросом выступает именно дизайн, и не столько для Интернета, сколько прикладной и информационный. Книга написана на очень хорошем русском литературном языке, автор даже заменяет, где это возможно, английские термины на русские эквиваленты. Книга относительно невелика по объему, с оригинальной версткой. Первая глава знакомит читателя с эволюцией HTML, браузеров и интернет-технологий, она небольшая и носит скорее вводный, чем прикладной характер. Вторая глава, «Основы дизайна», наоборот, очень значительна по объему и содержанию. По заявлению автора, вся книга была написана ради этой единственной главы. Она своеобразный учебник-введение в предмет прикладного дизайна. В ней автор раскрывает в первую очередь суть фундаментальных понятий, таких как пропорции объектов, размещение объектов. Налицо серьезная авторская проработка проблемы. Раздел «Пропорции» посвящен теории «золотого сечения», основе классической композиции. В разделе «Форма» автор рассказывает об основных графических элементах (прямых, прямоугольниках, кривых). Цвет и текстуры также играют немаловажною роль в современном дизайне о том, как создавать интересные цветовые композиции и как использовать различные виды текстур, идет речь в третьей и четвертой частях главы. Особое внимание уделяется такому мощному инструменту дизайнера как шрифт: автор знакомит читателя с исторической эволюцией шрифтов, описывает принципы композиции разных типов шрифтов и гарнитур. В заключение второй главы Кирсанов рассуждает о фундаментальных законах дизайна: единстве, балансе и контрасте.
Следующая глава книги носит практический характер. В ней автор пробует классифицировать сайты по уровню сложности дизайна и наполнения. Далее он приводит примеры наиболее популярных структур сайтов иерархической и линейной, рассматривает типы размещения материала (включая оригинальный пример «горизонтального сайта»). Здесь же описываются способы создания микроиерархии внутри документа с помощью заглавий и заголовков и макроиерархии с помощью навигации.
Окончание книги представляет собой курс по созданию блоков текста и макетированию содержимого страницы с помощью традиционных таблиц и каскадных таблиц стилей. Последняя глава книги подводит накопленную читателем информацию о дизайне и технологии создания веб-сайтов под универсальное понятие веб-графики. Вначале автор рассказывает о технических аспектах веб-графики, об инструментах, которые использует при этом дизайнер. Позднее читатель знакомится с основными приемами и принципами создания бесшовных фонов, логотипов, баннеров и визаулов. В заключающей главе «Примеры» автор описывает процесс построения веб-сайта с нуля, приемы работы с заказчиками. В конце книги размещены цветные копии тех сайтов, на которые ссылается книга.
Рекомендую эту работу всем, кто хочет больше узнать о художественных сторонах веб-дизайна.
Использование HTML 4.0
Издательство: «Вильямс». 1008 с.
Что бы стать успешным веб-дизайнером, нужно не только знать теорию дизайна, но и свободно владеть интернет-технологиями. Книга «Использование HTML 4.0» считается одной из лучших книг в этой категории. Ее автор известный дизайнер Молли Хольцшлаг, одна из самых влиятельных женщин Интернета, некогда участвовавшая в разработке интрасети фирмы Microsoft. Книга довольно большая по объему и очень популярная (издано более 75 миллионов экземпляров), вдобавок, к бумажному изданию прилагается компакт-диск с его электронной версией, а также спецификациями HTML 4.0 и CSS, веб-сервер Apache, PHP, Perl. Книга ориентирована как на новичков, так и на профессионалов. На мой взгляд, это идеальная стартовая площадка для людей, которые хотят изучить HTML. Первые части книги в достаточно интересной и понятной форме знакомят читателя с историей развития, фундаментальными понятиями HTML, учат основам кодирования на языке гипертекстовой разметки. Третья часть книги приоткрывает занавесу над секретами использования технологии каскадных таблиц стилей, экранной типографии и макетирования веб-страниц. Четвертая и пятая знакомят читателя с перспективными технологиями XML, XSSLT и созданием веб-графики. Последующие части книги помогают читателю освоить технологии Flash и ActiveX, также в них автор знакомит читателя с основами серверных технологий. В заключительной части книги даются интересные аспекты маркетинга и рекламы в Интернете. В конце приводится прекрасный справочник по HTML и CSS, а также список рекомендуемой литературы и полезные ссылки. Скажу от себя, что книга мне очень понравилась и стилем, и профессионализмом изложения.