CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

MacOSX на вид и на вкус

Сергей БОЛАШОВ, alz_alz@mail.ru,

О ней говорят, ею восхищаются, она вызывает споры, временами ее даже критикуют, но чаще она становится объектом подражания. Знакомьтесь — «десятка», юбилейная версия системы MacOS.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с любой новой программой и уж тем более операционной системой — ее пользовательский интерфейс. Для того чтобы кратко описать интерфейс «десятки» (Рис. 1), лучше всего подходят слова «яркий» и «динамичный». Изображение на экране постоянно пребывает в движении, часто применяется эффект прозрачности, каждый элемент выполнен очень реалистично и в то же время неброско, но при необходимости привлекает к себе внимание — анимацией, цветом, размером. Например, окна плавно растягиваются и сжимаются, подстраиваясь под объем содержимого, некоторые неактивные окна становятся полупрозрачными и позволяют увидеть, что находится под ними. Кнопки, на которые наведен фокус ввода, медленно пульсируют (изменяют цвет от темного к светлому и наоборот). А при включении опции автоматической расстановки на Рабочем столе каждая иконка Рис. 1.плавно переезжает на свое законное место.

В компании Apple этот пользовательский интерфейс получил название Aqua, что вполне соответствует действительности — при установленной цветовой схеме Blue изображение, выводимое на экран, чем-то напоминает воду, переливающуюся на солнце. Впрочем, для тех, кому яркие краски мешают в работе, предусмотрена нейтральная цветовая схема Graphite.

Стоит отдельно остановиться на иконках. В MacOS X они могут иметь размер от 1616 до 128128 точек (для сравнения, в Windows XP максимальный размер составляет 4848 точек). Все иконки сделаны очень опрятно и легко отличаются друг от друга. Чего, к сожалению, не удалось добиться дизайнерам Microsoft в Windows XP — их иконки не имеют достаточной четкости и часто путают пользователя. Причина проста — для XP значки рисовались в векторном редакторе, а для MacOS X они получены с помощью рендеринга (любителям подробностей — иконки строились в системе трехмерного редактирования Maxon Cinema 4D).

Стандартная «десяточная» иконка представлена целой обоймой изображений — начиная от значка размером 1616 и заканчивая 128128, с шагом в 4 точки. Причем каждое из этих изображений рендерится заново, а не просто является уменьшением большой картинки хорошего качества — именно так достигается максимальная четкость (взгляните на «раскадровку» значка проигрывателя QuickTime на Рис. 2). Разумеется, можно обойтись и несколькими ключевыми кадрами иконки, скажем 3232, 6464 и 128128 — при необходимости система сама отмасштабирует значок к нужному размеру. Правда, иногда применение такого метода приводит к заметному снижению качества —Рис. 2.из-за сильного сглаживания картинка «плывет».

Еще один интересный элемент интерфейса MacOS X —системный док (Dock). Прямых аналогов в других ОС ему нет, это нечто среднее между Панелью задач в MS Windows и полосой инструментов LaunchPad в OS/2. Кстати сказать, идея этого нововведения нередко подхватывается разработчиками утилит, улучшающих интерфейс Windows.

В доке могут размещаться как иконки наиболее часто используемых программ, так и значки программ, запущенных в данный момент (последние отмечены черным треугольником снизу). Туда можно поместить иконки дисков для быстрой навигации, а также миниатюрные образы свернутых окон. Кроме того, в доке находится Корзина.

Док является очень интерактивным элементом. Он позволяет работать посредством drag'n'drop — так, достаточно перетянуть с Рабочего стола иконку документа на значок Print Center, расположенный в доке, и выбранный файл отправится на печать. В дополнение к этому, поддерживается очень много анимированных функций. При запуске и при ошибке иконка программы подпрыгивает (при запуске — ритмично, при ошибке — очень высоко, чтобы заметили :-)). Под курсором мышки значки программ в доке увеличиваются, что облегчает выбор нужной. Некоторые программы, используя специальные функции, могут отображать на своих иконках текущее состояние — так, почтовый клиент Mail выводит количество непрочитанных сообщений, календарь iCal — текущие число и месяц, а хронометр Clock отсчитывает часы, минуты и секунды. Но более всего впечатляет, что ролик QuickTime, свернутый в док, продолжает воспроизводиться (Рис. 3).

Практически все анимационные эффекты, встроенные в MacOS X, реализуются с помощью графической подсистемы Quartz — программного визуализатора языка PDF (Portable Document Format, переносимый формат документа). Подсистема Quartz есть не что иное как развитие другой технологии экранного отображения —Display PostScript, использовавшейся в ОС NextStep/OpenStep. В 1997 году Apple приобрела компанию Next, а вместе с ней и все права на выпускаемую ей операционную систему. NextStep/OpenStep послужила базой для десятой версии MacOS, поэтому в ней есть многое и от классической системы Макинтоша (в основном это касается интерфейса), и от Рис. 3.NextStep/OpenStep (некоторые составляющие внутренней структуры).

Технология Display PostScript опиралась на стандартный для полиграфии язык представления страниц PostScript. Она обеспечивала качественное изображение как для экрана, так и для печати, и полностью соответствовала идеологии What You See Is What You Get — действительно, если и для монитора, и для принтера картинка строится из одних и тех же данных и по одинаковым алгоритмам, то тем самым должна достигаться полная идентичность. Quartz является усовершенствованной версией Display PostScript — отвечает за выполнение тех же функций, но работает на основе не столь требовательного к ресурсам PDF.

Подсистема Quartz контролирует отрисовку пользовательского интерфейса на экране и подготовку данных для печати. Причем задания, формирующиеся для печати на принтер, можно сохранить в файлах форматов PostScript и PDF — иначе говоря, для создания документа PDF не нужна программа Adobe Acrobat, достаточно встроенных возможностей ОС.

Отдельного упоминания заслуживают функции сглаживания. Эффект сглаживания применяется как для растровых картинок, благодаря чему даже низкосортные .jpeg'и из интернета выглядят вполне пристойно, так и для векторных изображений и шрифтов. Последние могут обрабатываться по четырем различным схемам, оптимизированным как для ЭЛТ-, так и для ЖК-мониторов. Символы малых размеров — высотой от 12 точек и меньше, не сглаживаются, поскольку такие мелкие элементы будут выглядеть размытыми и затруднят чтение.

Quartz поддерживает все современные типы шрифтов — TrueType, PostScript Type 1 и OpenType. По заявлениям разработчиков, операционная система одинаково хорошо справляется с отображением как Мак-шрифтов, так и тех, что созданы для Windows. Однако, как показывает практика, чтобы избежать проблем при использовании файлов шрифтов, взятых из системы Windows, последние требуют незначительной обработки.

А вот мультиязычность в MacOS X реализована почти идеально. Система полностью юникодовая: в одном документе, набранном даже в самом простом текстовом редакторе, позволяется использовать символы различных кодировок — кириллицу, математические знаки, китайские и японские иероглифы, арабскую вязь и пр. (Рис. 4). Ввод символов работает в обоих направлениях — как традиционным для нас способом, слева направо, так и принятым во многих азиатских странах, справа налево. А обладателям графических планшетов доступны функции встроенного в систему ПО InkWell, отвечающего за Рис. 4.распознавание рукописного текста.

Весьма интересно организовано и изменение языковой среды — очень удобная функция, если на компьютере работают несколько пользователей с разными предпочтениями. Чтобы перевести все надписи в меню и диалоговых окнах, а также системную справку с одного языка на другой, следует всего лишь в настройках в списке установленных языковых модулей перетащить нужный в самый верх списка (по умолчанию при инсталляции системы устанавливается порядка десяти таких модулей), а затем выполнить перерегистрацию пользователя в системе (Log Out/Log In). Таким образом, всего за несколько секунд, без перезагрузки, английский интерфейс полностью сменяется на японский или, скажем, украинский.

К слову, об украинском языке. Представительством компании Apple в Украине выполнена локализация системы MacOS X. Сейчас языковой модуль находится на стадии бета-тестирования, но в то время, когда эта статья выйдет в печать, его уже можно будет бесплатно сгрузить с сайта http://www.apple.com.ua/downloads.

Вернемся к внутреннему устройству ОС. В графическую подсистему MacOS X, кроме технологии Quartz, входит еще два компонента —OpenGL и QuickTime (структура ОС представлена на Рис. 5). OpenGL применяется для реализации некоторых эффектов пользовательского интерфейса, например, для перемещения окон по экрану и схлопывания их в док, для реализации необходимых графических функций в пакетах проектирования САПР и программах обработки 3D-графики, таких как Maya или LightWave, ну и по совместительству — в современных играх.

QuickTime отвечает за вывод мультимедиа-данных — проигрывание аудио и видеороликов, отображение статических изображений. Не стоит думать, что QuickTime — это всего лишь плейер. Это целая технология, включающая несколько десятков кодеков и отдельных алгоритмов, обеспечивающая поддержку графических форматов GIF, PNG, TIFF, аудио- AIFF, WAV, MP3, видео- AVI, MOV, MPEG-4 и многих других. Причем технология QuickTime работает не как надстройка над ОС, а как одна из составных частей этой системы, что позволяет просматривать мультимедиа-фрагменты, встроенные, например, в текстовые документы или в почтовые письма средствами ОС, не прибегая к дополнительным программам. А внешний плейер QuickTime служит всего лишь удобным средством просмотра отдельных файлов (при покупке лицензии на профессиональную версию QuickTime плейер превращается в редактор, оснащенный возможностями Рис. 5.изменения ролика, его импорта и экспорта в различные форматы).

В модуль Audio входят драйверы аудиоустройств и программный код, обеспечивающий обработку данных MIDI и звука в аналоговой форме. Из аудио-возможностей системы на пользовательском уровне доступны стандартные запись/воспроизведение и регулировка уровня входного/выходного сигнала, кроме того — функции синтеза речи и голосового управления компьютером. Синтез речи реализован просто потрясающе — Макинтош читает системные сообщения об ошибках, блоки выделенного текста и целые текстовые документы. Надо заметить, читает очень неплохо (увы, пока только по-английски), разборчиво и с интонацией, двумя десятками различных голосов — мужскими, женскими, детскими, и даже нараспев под мелодии гимна США или похоронного марша. Распознавание тоже на высоте — работает как простое управление командами типа Open или Copy, так и автонабор под диктовку. В стандартную поставку MacOS X входит игра «Шахматы», в которой фигуры можно передвигать без помощи клавиатуры и мышки, посредством голосовых команд.

(Продолжение следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov