CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Легенда о злобном геймере 4

Виктор В.ПУШКАР,кандидат психологических наук.

Если, как мы уже доказали в первых двух частях наших заметок, «злые» игры в большинстве случаев приводят к сублимации агрессии, ее разрядке на бегающих по дисплею ботах и юнитах, не приводят ли «добрые» игры к замещению положительных чувств — дружбы, заботы о ближнем? Хорошо усвоенные способы поведения конечных автоматов уже начинают проникать в реальную жизнь, как раньше в нее проникали заимствованные у киногероев позы, прически и манеры общения. Игры, делающие акцент на полной реалистичности происходящего, без малейшего намека на юмор, делают грань между разными реальностями особо тонкой. Хотя их вред для психики тоже еще предстоит доказать или (скорее) опровергнуть.

Было бы странно запретить всяческое кино на том основании, что отдельные испорченные граждане снимают суровую порнографию или слишком натурально изображают убийства. Вплоть до того, что в откровенной сцене можно различить цвет волос в носу главной героини. В тех странах, где существуют специальные комиссии по навешиванию на фильм количества «иксов», они пытаются исходить из объективных критериев. А не из личных предпочтений по части цвета этих самых волос. Например, длительность откровенных сцен и наличие особо натуралистичных подробностей. Потому что жесткий фильм иногда может быть искусством. А если патологически тупое мочилово, где весь сюжет укладывается в схему «Сегодня Джон зашел в чужой двор», слегка подрезать по требованиям цензуры, он вряд ли потянет на восемь «Оскаров». И даже приза зрительских симпатий его удостоит очень специфическая публика.

В Америке и Западной Европе проблема насилия в массовой культуре стала подниматься еще лет 30 назад, когда у нас в кино и по ящику показывали в основном всяческих «Комиссаров» в пыльных шлемах. То, что красные на экране убивают белых (фашистов, националистов, анархистов) или фашисты — партизан, пропагандой насилия не считалось. Это был здоровый интерес трудящихся к идейно выдержанным перестрелкам. Сидельцы на бюджете Министерства Правды хорошо знали, за что им обломится мороженая курица или палка сухой колбасы, а за что будут только «разбирать» на партийном собрании. Но если вы думаете, что тогда подростковая преступность существовала исключительно в Чикаго, вы глубоко ошибаетесь.

Согласен, многие люди (даже взрослые) усваивают модели своего поведения из продуктов массовой культуры. Но парню с нарушенной работой собственных соображалок гораздо легче отождествить себя с телевизионным «бригадным», похожим на его старших товарищей, чем с явно фантастическим королем гоблинов или ковбоем с Дикого Запада. Допустим, этому парню скоро стукнет восемнадцать, у него уже припрятан «ствол» и есть желание пострелять в реальной жизни. Попробуйте его увлечь вышиванием и бальными танцами :-). Или покажите ему сериал, где всех «братанов» в финале убивают. Кроме одного, которому опер, защелкивая наручники, нежно смотрит в глаза, и говорит душевно: «Ну что же ты, сынок»… Возможно, именно эта идейно-воспитательная сцена, якобы «отмазывающая» авторов от обвинений в пропаганде насилия, вдохновит нашего реального персонажа на криминальные подвиги. Поскольку он неосознанно ждет встречи с сильной личностью, способной его наказать. И потому все сильнее испытывает терпение окружающих.

В тех же Штатах с младшими школьниками давно проводится тренинг. Им предлагают написать сочинение на тему «Я люблю смотреть боевики. Но это всего лишь кино». Или «Что случилось с парнем, который вышел на улицу с пулеметом и стал играть в «Рембо»». Такие же сочинения можно писать о вызывающих опасения компьютерных файтерах и шутерах. Пусть лишний раз задумается, где проходит граница между физической реальностью и всякой прочей. И если напишет, что очень хочет поиграть в «пацанов с волынами», объясните ему возможные последствия.

Иногда приходится слышать жалобы родителей. «Мой ребенок ничем, кроме компьютера, не интересуется». Возможно, вы в свое время сами ему запретили самостоятельно гулять во дворе, ходить в спортивную секцию или кататься на скейте. Чтобы он меньше геймился, предложите ему другое интересное занятие. В школе не складываются отношения с одноклассниками? Это может быть проблемой, но не обязательно виной юного «социального аутсайдера». Его могут справедливо считать слишком умным или слишком странным для своей тусовки. Вы хотите, чтоб он был «как все»? Тогда сначала объясните, кто такие все, и как они вообще… Вот мы в его годы… В общем, уточните свою позицию. Сначала для себя, а затем — для окружающих.

Лучше дайте ему шанс проявить себя в другом коллективе, где «слишком умные» составляют большинство. Скорее всего, у него получится. Но для начала сходите к школьному психологу или к специалисту, занимающемуся семейным консультированием. Только берегитесь шарлатанов. Особенно агентов «Синего братства».

Возможно, будущим молодым родителям давно пора писать сочинение на тему «Почему с ребенком следует обращаться иначе, чем с куклой?» Ведь ребенка мало упаковать в фирмУ и усадить в розовое (голубое) креслице — еще неплохо бы и научить адекватно пользоваться своей головой. Научится он этому из рекламы леденцов, из мультсериалов или из обучающих игрушек? В лучшем случае — все-таки из общения с родственниками, которые сами умеют этой головой пользоваться.

Будущим командирам производства столь же полезно задуматься на тему «Чем реальный персонал отличается от виртуального из экономической стратегии?» В первую очередь тем, что у подчиненных (по крайне мере, большинства из них) есть свои ценности, амбиции и просто желания. Кроме того, между ними часто случаются «внеуставные отношения». И если вы хотите, чтобы с вами работали люди уровня выше плинтуса, этот фактор желательно учитывать.

Да и кто сказал, что игра обязательно должна быть реалистичной? Как говорил герой «Ведьмака» Сапковского, волшебные зеркала бывают либо льстивыми, либо разбитыми. Чем чаще человек в жизни слышит: «Ты не понимаешь, ты не умеешь, ты не можешь», тем чаще ему хочется убедиться в своих способностях и умениях. Например, водить боевой звездолет, колдовать или управлять империей. Человеку тяжело жить с низкой самооценкой, поэтому игрушка, как правило, должна ее повышать. Не вышло из вас верховного друида — переквалифицируйтесь в командира гусарского полка, во владельца торгового флота или в управдома, как Остап Бендер :-). Конечно, реальная жизнь сложнее, чем любая эмуляция. В ней нет функции Save/Load, зато есть алгоритмы действий, с большей или меньшей вероятностью ведущие к успеху.

Хотя здесь тоже возможны варианты. Игра иногда льстит нам слишком сильно. Парни и девушки, поющие караоке, чувствуют себя почти настоящими звездами. Ну, типа тоже можем. Совсем как трио «Отбитые мошонки» или певица Розалия Хробакова. В результате им как бы делается прививка от серьезных занятий музыкой. Побыли пять минут фанерными звездами на Крещатике — и успокойтесь. Не нужно учиться петь, не нужно искать музыкантов, не нужно заморачиваться с репертуаром. Аналогично: пока младший клерк в конторе геймится в экономическую стратегию, его босс лопатой гребет настоящие деньги. А поскольку у парня уже есть виртуальный миллион, в реале зарплату получит на неделю позже. И на полтинник меньше. Но плох тот младший клерк, которому безразличен реальный бизнес. Как плох тот начинающий певец, которого устраивает уровень «Отбитых мошонок».

Компьютерная игра является таким же продуктом массовой культуры, как популярный фильм или музыкальный альбом. С той разницей, что геймер влияет на события в виртуальном мире. Музыке тоже требуется благодарный слушатель, способный разделить эмоции, оценить мастерство, врубиться в дзен. Но все-таки личное участие пользователя делает процесс принципиально другим. Да и сколько всего нужно соединить разработчику — игровой движок, сценарий, графику, музыку, спецэффекты! Соединить не механически (шоб усе было как у людей, и менюшки, и звук тоже), а творчески. Если в игрушке есть Королева Маб, пусть она лучше высокомерно молчит, чем говорит голосом Розалии Хробаковой. Если марсиане поют частушки под балалайку, значит, они или очень тонко прикалываются, или вовсе не марсиане.

Может ли игра быть произведением искусства? Как иногда радует эстетов фигурирующий в хит-парадах альбом или фильм, собравший большую аудиторию? Если человек, склепавший учебный ролик со среднепаршивой звуковой дорожкой, может называть получившийся продукт видеоартом, то каждая среднепопулярная игрушка является этим самым «артом» в еще большей степени. И мультимедийным, и интерактивным, и вполне современным. Дату издания на коробке видели :-)? Разве всякий опус, имеющий ограниченную аудиторию, может претендовать на роль высокого искусства? Иногда это может быть художественной самодеятельностью. Или приколом для друзей и коллег. Из области «Патологоанатомы шутят».

Также я глубоко сомневаюсь, что всякое явление, претендующее на популярность, должно быть тупым, а любой тупняк при вложении достаточных денег в раскрутку становится популярным. Это вы Геббельса начитались, господа попсари. Помните его знаменитое наставление фюреру: «Алоизович, это ты мне про Шамбалу можешь парить, а с народом говори попроще»? Братья и сестры, с тех пор износилось много кованых сапог, и много перчаток на железных руках диктаторов протерлось... Законы психологии толп, управляющие публикой на площади или на стадионе, практически перестают действовать, когда человек остается один на один со сложными орудиями труда или высокотехнологичными развлечениями. Поэтому: если у вас есть мегафон, вырубите его. Мешаете культурному отдыху трудящихся. А то вон думеры с бензопилами уже близко…

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov