Вы приобрели мобильный телефон? Вам подарили мобильный телефон? Вы стали мобильным! Запомните, эта штучка (телефон), кроме своей основной задачи (дать поговорить с другом или подругой), умеет еще много чего. Мобильные телефоны уже давно переродились из простого коммуникационного устройства в достаточно сложный (и нужный!) компьютерный девайс. Передача коротких текстовых сообщений, выход в Интернет, калькулятор, дневник, конвертер валют, органайзер, наконец. В этом маленьком устройстве сконцентрировано все то, что умел когда-то огромный ПК «Поиск» с 8088 процессором, приправленный средством связи. Магическое превращение: был простым (ну, не совсем простым, а сотовым :-)) телефоном, а стал современным персональным почти компьютером! Именно поэтому в нашем еженедельнике и появилась рубрика «мАбила» Так и хочется сказать на манер названия нашего еженедельника: «Моя мабила» :-).
Год 1998. http://www.3ton.comи http://www.3ton.com/mobile как эксперимент. Редкие посетители, редкие статьи о чем-нибудь нужном и полезном НАШЕМУ пользователю мобильной связи. Про аналитику лучше вообще промолчать. Сначала это была страничка, на которой каждый желающий мог высказать свое «фу» по отношению к какому-либо оператору (или телефону). Потом было все: и всенародное признание, и наезды со стороны сервис-провайдеров, и тем не менее все вернулось на круги своя. МАбила живет. И будет жить. Теперь еще и на страницах нашего еженедельника.
Мне удалось побеседовать с Василием Буровым (создателем и бессменным вдохновителем сайта http://www.3ton.com/mobile, далее — ВБ). Как это было? Как это должно было быть (по замыслу создателя), что из всего этого получилось? Читайте:
Boo: Как и почему появилась «мАбила»?
ВБ: Изначально «мАбила» представляла из себя сайт, на котором выкладывались тарифы операторов, условия подключения и прочая ерунда. Вся эта информация была собрана вместе и очень хорошо смотрелась. Я также помню конкурирующий проект http://www.dendra.com/mobile — там была собрана аналогичная информация. Сейчас, по-моему, даже сайта такого нет.
В форум «мАбила» превратилась спустя полгода, да и то случайно. Был разработан скрипт, который позволял вести «сквозную» переписку, и этот скрипт в качестве дополнения был «прикручен» к страничке о прайсах и акциях операторов. Получилась конференция. Никто не подозревал, что именно эта версия «мАбилы» станет популярной.
Boo: «мАбила» довольно сильно отличается по структуре от привычных форумов, так называемых «тредов» — сообщение и вереница ответов на него.
ВБ: Это один из вариантов веб-конференций. Мне показался такой формат перспективным и поэтому был выбран именно он.
ВБ: Да-да! Форум «Водила» (http://www.auto-ua.com/vodila), даже некоторые интернет-магазины (http://www.corason.com.ua, например) используют такую форму, правда, в несколько усовершенствованном виде. О том, как был создан форум «мАбила», я уже рассказал, потом этот формат уже осознанно не менялся. Разве что добавилось несколько новых функций («вопрос — ответ», например) и вариант форума с «обратным» ходом сообщений — http://www.3ton.com/elibom (elibom — «mobile» наоборот). Добавился также специализированный раздел для продавцов средств мобильной связи, там можно увидеть объявления о продаже телефонов, аксессуаров и т. д. Появился раздел с пародиями на рекламу операторов и производителей телефонов. Советую посмотреть :-)!
Boo: За время существования «мАбилы» появилось множество клонов форума.
ВБ: Действительно. Самый удачный, с моей точки зрения, — http://www.mabila.com. Есть и другие, не менее технологичные. Несмотря на это, популярность первоначальной «мАбилы» не только не упала, но и растет с каждым днем.
Boo: Это естественно — в связи с лавинообразным ростом числа пользователей мобильной связи в Украине (по некоторым данным, сейчас их больше двух миллионов) растет необходимость в свежей информации. Кстати, а какая сейчас посещаемость у «мАбилы»?
ВБ: Постоянно держится порядка 3000 хостов (примечание Boo: «количество хостов» — число интернет-пользователей, заходящих на сайт с уникального IP-адреса).
Boo: За время существования форума сменилось несколько поколений «мабильщиков». Прокомментируй, пожалуйста.
ВБ: Действительно, первое поколение — это редкие смельчаки, которые не боялись говорить на тему мобильной связи, задавать «чайницкие» вопросы и получать на них ответы. Кроме того, «прозрели» технические специалисты операторов мобильной связи. Отсюда появились профессиональные ответы «технарей» «чайникам» на различную тематику, вплоть до разъяснения тонкостей тех или иных стандартов и технологий.
Второе поколение — более-менее «продвинутые» пользователи, которые задавали вопросы, а такие же «продвинутые» на них отвечали в меру своих познаний. Просто начал происходить обмен знаниями между пользователями, в связи с чем «технари» стали постепенно покидать форум.
Всегда существовали торговцы средствами мобильной связи. Особенно они активизировались в последнее время — увеличение конкуренции заставило многих «оффлайновых» продавцов искать новые пути сбыта, в том числе и в онлайне.
Естественно, всегда существовала категория пользователей, до хрипоты кричащих о своих обидах на операторов мобильной связи: мол, «фирма1 GSM» — фуфло, «фирма2 GSM» — тоже… И так пока не переберут всех существующих операторов.
В «мАбиле» есть раздел «отзывы о мобильных телефонах», в котором каждый желающий может выразить свое субъективное мнение о той или иной модели телефона. Причем народ не скупится на описания — уже сейчас в базе более 1200 записей.
Надо учитывать тот факт, что большинство посетителей «мАбилы» не «писатели», а простые читатели. Они просто молча впитывают массу интересной информации о мобильной связи. А те, кто постоянно пишут, как правило, уже давно познакомились в «оффлайне» — и все это благодаря общим интересам и форуму.
Boo: Спасибо, Василий, за рассказ о самой популярной конференции о мобильной связи в Украине.
Итак, образовалось некое сообщество любителей поговорить о мобильных технологиях, похвастаться телефоном, поругать или похвалить оператора. Я помню эпизод, когда у одного из украинских операторов что-то не работало, причем не работало по всей Украине. Забавно было наблюдать, как в течение дня приходили сообщения: «Киев, Крещатик — связи нет», «Киев, Оболонь — сеть видна, а дозвониться не могу», «Днепропетровск — та же проблема», «Харьков — сеть не работает». И так все города, которые на тот момент покрывал оператор. Технические проблемы бывают у всех — я не знаю ни одного оператора в Украине, которому на «мАбиле» не перемывали косточки, причем достаточно обоснованно. И операторы прислушиваются к мнению пользователей, что, в общем, приятно.
А чего стоят так называемые «мАбиловки»! Слово «мАбиловка» создано по аналогии с фидошным «Поинтовка» — встреча фидошников в неформальной обстановке за пивом. Существуют также «Вилзовка» — встреча участников конференции relcom.wheels — любителей автомобилей, «Провайдеровка» — встреча персонала провайдеров, есть и другие тусовки, на которых можно отдохнуть, расслабиться и пообщаться на любимую тему «вживую». Существует даже «Мойкомпьютеровка» :-) (точнее — «День Моего Компьютера»), на которой редакция нашего еженедельника встречается со своими читателями и общается на компьютерную тематику. Теперь, после появления рубрики «мАбила», к компьютерно-программно-интернетовским темам добавится еще и тема мобильной связи.