CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

ОСевая проблема

Сергей БОЛАШОВ alz_alz@mail.ru

(Окончание, начало см. в МК № 12—13 (183—184))
Бесплатное ПО, бесплатная система — это ли не рай для пользователей? Берешь сколько хочешь, все за «просто так», устанавливаешь везде где ни попадя, все работает быстро и стабильно, никогда не сбоит и не обжирается килобайтами и мегагерцами. С любой задачей справится, никакой работы не гнушается. Ай да Linux, ай да система! (Подробнее про эту ОС и софт для нее читайте в цикле статей Петра «Roxton’a» СЕМИЛЕТОВА «Наш пингвинарий», МК № 49, 51—52, 1, 4—5, 10—11, 14—15 (168, 170—172, 175—176, 181—182, 185—186)). Ну прямо как в сказке…

Linux: бесплатный, но не сыр

А почему, собственно говоря, «как»? Это и есть сказка. Конечно, и Linux, и ПО для нее являются свободно распространяемыми — доступны не только исполняемые файлы, но и исходники. Только вот какие решения сейчас доступны на базе ОС Linux и существующего программного обеспечения для нее? В основном интернет/интранет-сервера, сервера баз данный, файловые сервера и распределенные кластерные системы (это когда несколько десятков или даже сотен ПК трудятся в одной связке, решая сложные задачи, заменяя, таким образом, мейнфреймы или даже суперкомпьютеры). Иногда эта система применяется в качестве платформы для профессиональных рабочих станций, но это пока редкость — необходимого ПО в среду Linux из Unix/Win NT (основные системы для рабочих станций) перенесено еще очень мало. Но вот для того, чтобы занять достойное место среди систем для настольных ПК — область, в которой ОС Linux прочат грандиозное будущее, — разработчикам системы придется потрудиться еще немало. Причин тому несколько.

Первым и, пожалуй, самым главным сдерживающим фактором является полное отсутствие поддержки со стороны ведущих производителей программ и аппаратных средств. Пользователи Linux, привыкшие к полной свободе от оплаты, вряд ли поспешат покупать коммерческие версии программ — зачем, если можно найти почти то же, но бесплатно? Существует, правда, многотысячная армия энтузиастов, пытающаяся своими силами решить проблему нехватки ПО. Но результаты ее работы весьма неутешительны: нет качественных и простых в использовании пакетов обработки графики и верстки, отсутствуют приложения для организации и ведения финансового делопроизводства (электронная бухгалтерия), в зародышевом состоянии находится отрасль офисного программного обеспечения. О развлекательном ПО и вовсе говорить нечего — вместо современных игр, на все 100% использующих возможности новых процессоров и видеокарт, пользователям предлагают поиграться в устаревшие «хиты» при помощи… эмулятора системы Windows. И в итоге, запущенная на быстром ПК ОС Linux не в состоянии обеспечить пользователя необходимыми программами — их просто нет. Более того, существует проблема драйверов для аппаратных средств (фирмы-железячники писать их не желают, поскольку на это нужны деньги, и не спешат передавать спецификации на собственные устройства в руки программистов-линуксоидов), так что полноценное использование всех ресурсов современных компьютеров становиться невозможным. Хотя, если нет программ, то и ресурсы не особо Табл. 1нужны…

Второй важный фактор, сильно затрудняющий распространение ОС Linux в качестве офисной и домашней платформы — сложность системы. Хотя Linux замечательно документирована, обучение работе в этой системе — задача не из легких. Инсталляция ОС, установка и запуск новых программ, настройка и обслуживание системы, а также множество других задач, с которыми так или иначе сталкивается каждый пользователь ПК, потребуют от него хороших знаний устройства компьютера и внутреннего строения самой ОС Linux. Попытки решить возникшую проблему «с наскока» или «на авось» приводят только к нарушению целостности системы и возникновению ошибок. Несколько неудачных правок конфигурационных файлов — и от былой скорости и надежности Linux не остается и следа: сначала загружается минут 15, затем кое-как работает, вяло реагируя на действия оператора и, наконец, уходит в «нокдаун» от безобидной на первый взгляд операции печати или обращения к сетевому диску. Не очень дружественная система получается.

Но если вам нужна именно надежность и нетребовательность к ресурсам, а не универсальность и громадный парк ПО, если вас не страшат постоянные редактирования файлов с малопонятными названиями и перекомпиляция ядра, то ОС Linux — для вас. Потратив несколько месяцев на изучение новой системы, вы получите хороший гибкий инструмент, с помощью которого можно решить практически любую задачу. И даже больше — вы получите знания о работе операционной системы и ПК.

BeOS: королева мультимедиа

Быстрая и компактная, нетребовательная к ресурсам и надежная, до самых своих глубин объектно-ориентированная и многопотоковая, BeOS идеально подходит для обработки объемных массивов информации. Например, аудио и видео, графики и 3D. ОC BeOS — это система для создания и обработки мультимедиа. Как лишнее тому доказательство — реализованная на уровне ОС (а не в виде подключаемых модулей, как в случае с другими системами) поддержка распространенных медиа-форматов Video MPEG, QuickTime, MP3 и др.

Установка системы BeOS чрезвычайно проста: выбрал из выпадающего списка раздел, куда будет проведена инсталляция, несколько раз кликнул по кнопке «далее» — и компьютер готов к работе. Моментальная загрузка (секунд 50, независимо от количества установленных программ и свободного места на винчестере); не требующая обучения, интуитивно понятная графическая оболочка. Для ищущих компьютерной «силы», любителей разнообразных настроек и оптимизаций — элегантная текстовая консоль (открывающаяся в графическом окне, ведь BeOS даже не подозревает о существовании текстового режима), длиннющие командные строки, конфигурационные файлы в ассортименте и UNIX-подобная архитектура всей системы. Стабильная работа, легкое удаление «подвисших» процессов и задач, идеально реализованная поддержка многопроцесорности, высоконадежная журнальная файловая система. Реальная альтернатива системе Windows — более легкая в изучении и работе, более Табл. 2быстрая, более стабильная. Более, более, более…

К сожалению, не все так хорошо. По каким-то неизъяснимым причинам BeOS была проигнорирована большинством пользователей. Некоторые крупные производители ПО (занимающиеся в основном профессиональными системами обработки аудио и видеомонтажа), разглядев все прелести новой ОС, бросились портировать под нее свои лучшие программы. Но компьютерная общественность упорно молчала. Как результат — ограниченная поддержка аппаратных средств, недостаточное количество офисного и развлекательного ПО, мизерный уровень продаж. Не сумев снискать себе популярности (не подействовало даже такое средство, как предоставление бесплатной индивидуальной версии с некоторыми ограничениями!), BeOS из «королевы мультимедиа» превратилась в «мертвую королеву мультимедиа». В январе компания Palm приобрела все активы Be Inc (сделка проводилась исключительно ради новой разработки Be Inc — ОС BeIA) и вынесла, таким образом, приговор этой хорошей и нужной системе — новых версий BeOS уже не появится. Эх, проворонили мы свое счастье…

MacOS: креатив чистой воды

MacOS и Macintosh — это полная противоположность миру Wintel, в котором компьютеры проектируются для того, чтобы на них выполнялись операционные системы. Программы же остаются где-то далеко, на заднем плане, и всегда имеют элемент вторичности. В мире Macintosh все по-другому. Здесь компьютер создан для запуска приложений, т. е. для выполнения полезной работы, а операционная система — всего лишь дополнительная прослойка, зачастую для конечного пользователя невидимая.

Что это дает на деле? Для работы с MacOS не требуется никаких специальных знаний. Максимум, что может понадобиться — это умение держать мышку и нажимать на клавиши. Система MacOS тесно интегрирована с аппаратной частью Маков (у компьютера Macintosh закрытая архитектура, и инженерам Apple не приходится обеспечивать поддержку десятков тысяч различных устройств), ПК и операционная система работают как единое целое. Скорость выполнения отдельных программ (оптимизированных под Мак-архитектуру) достигает заоблачных высот — некоторые модели компьютера Macintosh обходят современные системы на базе Pentium 4.

MacOS уже давно и вполне заслуженно считается операционной системой, идеально подходящей для обработки графики и звука, дизайна, редактирования видео, полиграфических и издательских работ. Причина такой репутации — не только простота и универсальность системы (хотя легкость в обслуживании играет далеко не последнюю роль, ведь не каждый дизайнер и типограф имеет кроме художественного еще и высшее техническое образование), но и великолепно реализованная поддержка основных технологий, применяемых в сфере графических и мультимедиа-работ (например, язык описания страниц PostScript, различные системы управления цветом, OpenGL и проч.) В то время как Microsoft еще только планирует включить в свою систему какую-нибудь технологическую новинку, MacOS уже предлагает ее своим пользователям.

Но, как известно, в мире не бывает ничего бесплатного. Для того чтобы воспользоваться всеми преимуществами системы MacOS, придется хорошенько раскошелиться — цена современного Макинтоша переваливает за $1 тыс. и иногда очень значительно (в комплект поставки входят MacOS и базовый набор ПО). Правда, высокая стоимость отчасти оправдана — пользователь получает быстрый и простой в использовании компьютер, собранный из высококачественных комплектующих, который, ко всему прочему, менее подвержен моральному старению, чем системы на базе платформы Intel.

Те же, кто пока не имеет возможности выложить сверх тысячи долларов за «чудо техники» от Apple, но тоже не прочь испытать на деле систему MacOS, могут опробовать эмулятор компьютера Macintosh. Конечно, до реального, «железного» Мака эмулятору далеко — и скорость не та, и не все операционные системы работают (только MacOS 8.1 и ниже), но тут уж выбирать не приходится. Как говорят у нас в народе: «На безрыбье и рак — рыба».

Иные: пятачок за пучок?

Операционных систем для настольных ПК существует много. И описывать подробно каждую нет ни возможности, ни необходимости. В последнее время всяк, кто хоть немного смыслит в программировании, пытается написать свою ОС и составить конкуренцию Windows (а теперь еще и Linux). Системы пишут в одиночку и группами, коммерческие и бесплатные, медленные и быстрые, полезные и бесполезные. Написать свою собственную ОС — это сейчас модно!..

Создать трепыхающийся, в несколько сот килобайт кусок кода, который грузится с диска и обнаруживает себя новым супер-графическим супер-интерфейсом, довольно легко. Однако вдохнуть жизнь в новую систему, заставить пользователей отвести ей сколь угодно скромное местечко на своих винчестерах, убедить программистов в перспективности и целесообразности поддержки созданной ОС — чертовски трудная задача, которая, кроме знаний, умений, немалых денег и упорства, требует еще и чуточку удачи. Очень много хороших (действительно хороших) ОС отправлялись со стола разработчика прямиком в мусорную корзину. И еще больше систем последуют их примеру в будущем. Приходят и уходят сотни, остаются единицы.

Пример из прошлого — операционная система OS/2. Надежная и безопасная, обладающая по тем временам невиданной мультимедийной мощностью, простая и удобная в использовании, она не смогла конкурировать на равных с медленной и технически несовершенной (но чем-то очень привлекательной для пользователей) ОС Windows. «Окна» до сих пор живы, а OS/2 уже ушла на покой.

Пример из настоящего — BeOS. Мультимедийная, многопоточная, объектно-ориентированная — мечта пользователя и программиста. Однако при всех своих явных преимуществах, эта система так и не сумела достичь отметки 1% от установленных ОС для настольных систем. В то время как ОС Windows c легкостью перешагнула черту в 90% и продолжает наращивать обороты. Итог — BeOS бьется в агонии, а неизменные «Окна» отсвечивают с наших экранов так же, как и 12 лет назад.

Возможный пример из будущего —Lindows (см. статью Владимира МАЗЕПЫ «Животрепещущий вопрОС», МК № 6—7 (177—178)). Нам обещают стабильность Linux и универсальность Windows. Говорят, что будет поддержка почти всего оборудования, а также возможность запуска почти всех программ для ОС Windows. При этом за такую систему придется выложить $99 дол. Не исключено, что по причине этого Lindows тоже займет свое место на полке музея компьютерной техники.

Можно приводить еще много примеров, однако главное понятно и так. Если в конкурентной борьбе не смогли устоять сильные, известные системы, за которыми стояли армии высококлассных программистов и приличный капитал, то надеяться на то, что популярной станет какая-нибудь полулюбительская разработка кустарей-одиночек, по меньшей мере неразумно. AtheOS, BedOS, PetrOS и им подобные, хотя и несут в себе ряд оригинальных идей, все же не могут соперничать на равных с распространенными Windows и Linux.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov