CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Нет, твой голос совсем нехорош

Сергей МОГИЛИН msa@dsip.net

(Окончание, начало см. в МК № 22 (193))

Впрочем, в современной системе картам ISA нет места, как в переносном смысле, так и в прямом (на новых материнках просто нет слотов ISA), поэтому рассмотрим звук PCI как основной вариант (кроме AC'97). Я бы разделил потенциальных пользователей на следующие категории:

1. «Рядовые» или «офисные» пользователи, которым звук нужен в основном для озвучки Windows, реже — чтобы послушать парочку песен из попсовой «горячей десятки». И хоть им, в принципе, было бы достаточно системного бипера, оптимальный вариант для них — звук AC'97 или «нагрузка» в виде простенькой карточки ESS Solo, «мультимедийного монитора» со встроенными колонками или китайских пищалок а-ля Primax/Funai. Вряд ли этим пользователям стоит рекомендовать оснастить компьютер монстром за 200 у. е.

2. Люди, которые часто используют ПК для прослушивания качественной музыки, для работы с MIDI, пения караоке или даже для черновых вариантов наложения и монтажа звука. Этим людям можно порекомендовать качественную звуковую карту Hercules или Creative за умеренную (или не очень) цену. Еще года два назад в этот список можно было бы включить Yamaha и Aureal Vortex... но следует отдать должное времени: и те и другие платы сейчас выпускаются в основном китайскими производителями (как я уже писал, китайские умельцы любят экономить на конденсаторах). Кроме того, платы на базе Aureal Vortex и Vortex II, даже те, которые изготовлены именитыми производителями (например, почившей в бозе Diamond Multimedia), аппаратно конфликтуют с многими контроллерами UltraDMA (в их число входят контроллеры VIA и Promise), что зачастую способно превратить жизнь их владельца в сущий ад (система виснет, теряются данные).

3. Игроманы, или люди, которые просто, приходя домой с работы, любят поиграть в Quake или Unreal. Всякие выстрелы и взрывы звучат нормально практически на любой системе, да и особо изощренной музыкой производители шутеров нас пока не радуют. Впрочем, в Quake 3, и в Unreal Tournament используется 3D-звук, что существенно упрощает ориентацию в «виртуальном пространстве» и зачастую позволяет вовремя отреагировать на приближающегося сзади монстра или снять гранатой часового, топающего за стеной. Здесь однозначно нужна звуковая карта с аппаратной поддержкой 3D. В настоящее время наиболее распространенными технологиями являются A3D (1.0 и 2.0), EAX и Sensaura. Причем из перечисленных, по моему субъективному впечатлению, в играх наиболее реалистично звучит именно A3D. EAX — мощная технология, но позволяет добиться наилучших результатов при обработке музыки, а не звуковых эффектов в компьютерных играх. Sensaura в этом списке я бы поставил на последнее место.

Технология A3D принадлежала фирме Aureal, а теперь чипсеты на ее основе пытается делать ESS... Впрочем, осталось много старых добрых плат на чипсетах Aureal Vortex I и II, и если в вашем системном блоке стоит «старушка» Intel 440BX без RAID- или UDMA/66/100-контроллера, то подобный вариант должен вам показаться довольно привлекательным. Как я уже писал, особо высокого качества звука тут не требуется, гораздо важнее его «достоверность». EAX на SB Live! звучит тоже неплохо, однако пока что далеко не все игры поддерживают эту технологию (ситуацию немного спасает DirectSound3D). Платы с поддержкой Sensaura (Yamaha 724/740/744, некоторые платы на чипсетах ESS) очень часто имеют программный wrapper для A3D, однако возможности такой «замены» оставляют желать лучшего.

4. Тоже игроманы, но предпочитающие стратегии, каковые в последнее время стали комплектоваться весьма недурной музыкой. К тому же, они не требуют никаких аппаратных спецэффектов или трехмерного звука. Таким людям можно порекомендовать плату от именитого производителя на недорогом чипсете (Creative, Abit, Guillemot на базе Creative Vibra, Sound Blaster 128, Yamaha, Crystal, или даже ForteMedia).

Примерка «калош»

Как видно, выбор звуковой платы зависит от ее конкретного применения. Как же дела обстоят с колонками? Здесь все по-прежнему. Для любителей попсы сойдут любые звуковоспроизводящие устройства, а вот для геймеров, меломанов или музыкантов-любителей дела обстоят сложнее. И уж тем более никак нельзя сказать, что чем выше подпрыгивает стол в процессе работы сабвуфера, тем лучше.

Рассмотрим другую категорию — меломанов. Как правило, большинство из них уже имеют дома качественные стереосистемы. Кстати, «маяковские» калоши, по сравнению с большинством пластмассовых колонок стоимостью ниже 30-40 у. е., звучат просто замечательно. А 70-ваттная «Радиотехника» с внешним усилителем «Амфитон» — так это вообще кайф, как на мое ухо. Я уже не говорю о стереосистемах Sony и Pioneer (у меня дома роль колонок выполняет м/ц Sony, а звуковая плата... хм... Yamaha 724; — тем не менее, все звучит весьма прилично). Ладно, предположим, что у нашего меломана нет стереосистемы и нет желания пользовать полуразвалившееся железо советских времен. Тогда ему стоит обратить внимание на активные 2- или 3-полосные активные колонки (без сабвуфера!) Такие приборы выпускает фирма Sven. Звучат они, конечно, скромнее, чем Sony, зато и стоят дешевле, и смотрятся на полке симпатично. (Прим. Виктора В. — у каждого свои эталоны качества звука…)

Настало время сказать пару слов о сабвуферах. Для удешевления производства и уменьшения размеров, критичных к расположению частей системы (сателлитов), НЧ-составляющие всех каналов смешиваются и подаются на одну колонку. Это и есть сабвуфер. Так получается звук системы 2.1 и 4.1. (Прим. Виктора В. — человек различает направление на источник звука начиная с частот 100…120 Гц, поэтому супер-низ может приходить к слушателю из отдельного динамика. Если решать вопрос с максимально возможной суровостью, желательно, чтобы сателлиты работали в широкополосном режиме, а в сабвуфер поступал отдельно прописанный канал низкочастотных эффектов, как это делается в более продвинутых системах 5.1 и 7.1. См. мои заметки «Кто такие сабвуферы» в очень старых номерах МК).

В обычных, особенно 2-полосных стереосистемах, низкочастотные головки имеют небольшой диаметр диффузора и воспроизводят как НЧ-, так и СЧ-составляющие спектра. Однако это не нарушает стереокартину, поскольку в этих системах НЧ-головка своя на каждый канал. В ряде бюджетных систем с сабвуфером используется другая схема. Очень посредственный сабвуфер воспроизводит частоты 100...800 Гц, а сателлиты выполняются на базе широкополосных головок, паспортный диапазон воспроизведения которых составляет 100...12000 Гц, однако малый объем сателлитов не позволяет им воспроизводить частоты до 1000 Гц, и в этом месте образуется завал. Кстати, нет абсолютно никакой разницы, из какого материала в данных системах изготовлены сателлиты: пластмасса дает призвуки только в диапазоне НЧ (если, конечно, корпус не сделан из бумаги). Подобные колонки при соответствующем размере (и цене) сабвуфера способны дать «взрывные» басы, но крайне невыразительные (в лучшем случае) средние. О правильном стереоразделении — просто забудьте.

Есть у меломана и другой соблазн — наушники... По идее, с ними должно быть все в порядке, но на самом деле здесь ситуация обстоит хуже, чем у систем с сабвуфером. Есть «пищалки» с микрофоном и без него; есть огромные «кожаные» китайские монстры с сильными басами, но средние частоты страдают и у тех и у других. Я уже не говорю о конструкции китайских наушников, носить которые под стать яйцеголовым... Впрочем, нетребовательному меломану можно порекомендовать закрытые наушники ценой порядка 20-40 у. е. Еще в наушниках становятся заметны глюки mp3, которые на нормальных колонках и при хорошем битрейте почти себя не проявляют.

Для геймерских колонок актуальны два момента:

• сильные басы;

• правильное позиционирование 3D.

Именно для них наилучшим образом подходят системы с сабвуфером и недорогие закрытые наушники (порядка 20 у. е.). Стоит сказать пару слов и о тех, и о других. Системы с сабвуфером и сателлитами хороши тем, что сабвуфер можно засунуть под стол, а небольшие сателлиты расположить удобно на столе и наслаждаться жизнью. Правда, регулировать громкость (все ручки находятся на сабвуфере) сложновато... но это не должно смущать настоящего геймера. Кроме того, системы, в которых достигается максимальная точность позиционирования, выпускаются исключительно с сабвуфером. У недорогих квадро-систем (особенно 4.1) есть еще одна проблема — «куда заткнуть тыловые колонки»? (прим. Поручика Ржевского: «Молчите, господа, молчите!») Серьезные «домашние кинотеатры» поставляются со штативами для сателлитов, а при отсутствии оных... приходится пускать в ход табуретки и другие подручные средства, что крайне затрудняет передвижение по комнате.

Наушники, несмотря на свою «двухмерность» (у человека ведь всего два уха) обладают сравнительно высокой точностью позиционирования 3D, но в несколько «уменьшенном» масштабе (если закрыть глаза, складывается впечатление, что монстр вот-вот хряпнет вас за нос).

Геймеры-«стратеги» тоже могут позаботиться о качестве звука, однако саундтреки популярных стратегий позволяют слегка экономить на качестве. По большому счету, для них сойдет и Primax, и Creative, и Sven, пусть даже в пластмассовом корпусе, простые стерео или 2.1 — главное, чтобы их цена не превышала 30-40 у. е. Качество звучания таких колонок среднее, ни то ни се. И уж тем более при игре в стратегию нет никакого смысла истязать голову наушниками. То же самое можно посоветовать части любителей шутеров со скромным бюджетом.

Есть еще одна категория юзеров, а именно те, кто использует ПК для просмотра DVD. Однако давайте будем смотреть правде в глаза: многие ли пользователи ПК могут выложить порядка 30 у. е. за один фильм? Поэтому данную категорию рассматривать не будем. У них свои предпочтения.

Вес имеет значение, или некоторые замечания о выборе и эксплуатации колонок

Расхожее мнение о том, что чем тяжелее колонка, тем более качественный звук из нее можно «выжать», кажется мифом, но тем не менее имеет под собой весьма конкретный смысл. Рассмотрим только несколько соображений.

Самое простое. В активной системе с сабвуфером должен быть тяжелый сабвуфер. Даже не принимая во внимание сами головки, большая масса сабвуфера может быть обусловлена наличием в нем мощного и качественного блока питания, а это — первое условие большой выходной мощности. Легкие, мощные и миниатюрные импульсные трансформаторы, используемые в блоках питания системного блока, монитора и т. д., в колонках неприменимы, поскольку являются источником мощных помех звукового диапазона. Активные же колонки с внешним «адаптером» скорее можно отнести к разряду свистелок и визжалок, поскольку низкая мощность блока питания неизбежно приводит к серьезным искажениям на средней и большой мощности (КПД усилителя приближается к 100%, а качество — к жестяному ведру).

Хорошие головки — тяжелые головки. Вес динамической головки (здесь речь не идет о модных «плоских» излучателях) в основном обусловливается весом магнитодинамической системы, в состав которой входят мощный постоянный магнит (в хороших головках — стальной, а не ферритовый) и стальной сердечник. Чем крупнее сердечник (и магнит), тем больше диапазон движения диффузора и диаметр обмотки и тем выше предельная излучаемая мощность. Часто бывает, что в дешевых колонках головки эксплуатируются с превышением паспортной мощности. Эти колонки весят меньше, но обмотки головок работают за пределами линейности магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом, что приводит к сильным гармоническим искажениям.

Дерево тяжелее пластмассы, а ДСП тяжелее дерева. Пластмасса, применяемая в дешевых колонках, дает неприятные призвуки на нижних частотах. Это относится к корпусам обычных колонок и сабвуферам в системах 2.1, 4.1 и 5.1. Дерево дает значительно лучшие характеристики (при условии заполнения внутреннего объема корпуса колонки звукопоглощающим веществом), но «чистое» дерево слишком дорого, и вместо него используется древесностружечная плита (ДСП), ламинированная под ценные породы дерева. Важна толщина стенок корпуса, она должна обеспечивать достаточную жесткость конструкции, чтобы не было призвуков и проникновения звуковых волн через стенки наружу, что снижает полезную мощность в фазоинверторных системах. Рекомендуемая толщина стенок при пиковой электрической мощности колонок 30-50 Вт составляет от 1 до 2 см в зависимости от объема и формы колонки. Это требование особенно часто нарушают даже «серьезные» производители.

Длина соединительного кабеля между активными колонками и системным блоком ПК должна быть не больше 3 м; кабель должен быть экранирован, причем каждый канал в отдельности. Этим обусловлена достаточно большая толщина хорошего кабеля.

При монтаже колонок может случиться, что кабель будет пролегать вдоль стены близко к скрытой проводке, тогда в колонках, особенно на максимальной мощности, в паузах будет присутствовать назойливый фон с частотой 50 Гц. В этом случае следует «подтянуть» провод или даже уменьшить его длину. У меня один раз была ситуация, когда провод пролегал близко к проводному радио, и в колонках на максимальной громкости можно было услышать радиотрансляцию !

При монтаже звуковой платы ее ни в коем случае нельзя располагать вплотную к видеокарте, иначе будут «слышны» любые изменения картинки на экране. Да и вентиляция видеокарты в таком случае сильно пострадает.

Вот и подошло к концу мое несколько разросшееся письмо. Спасибо за внимание всем, кто смог преодолеть возникшие в процессе чтения трудности.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov