CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Гонки среди тяжеловесов

Игорь БЕЖЕВЕЦ, Владимир СИРОТА igor_big@ukrpost.net, vovsir@yandex.ru

Сегодня в центре нашего внимания — видеокарточки на чипах ATI «в среднем и тяжелом весе».

Как так получилось

Здравствуйте, товарищи читатели! Поздравляю вас с наступлением периода летних отпусков и каникул! Ура-а-а-а! Ура-а-а-а! Ура-а-а-а!

Сначала два слова о том, с чего бы это вдруг появилась статья сразу от двух давних авторов МК, решивших перейти из разряда друзей в товарищи по перу :-). А дело в следующем. С наступлением жаркой летней поры, Муза Игоря Бежевца, оседлав его же Пегаса, категорично заявила хозяину о непреодолимом желании отдохнуть и, махнув на прощание ручкой, была такова. Долго бедный Игорек, лишенный всякого вдохновения, сидя в жаркой и душной комнате, за раскаленным докрасна ПК, пытался выдавить из себя статью о тестировании видеокарт на «мощных» чипах ATI. Но просто не мог. Особенно начитавшись пришедших от Музы писем, в которых она рассказывала о том, как целыми днями нежится на залитых солнцем пляжах и купается в прохладном море вместе с Пегасом. Ну ладно, вот вернутся они оба из «теплых краев», Игорек им поведает кое-что о зимовке раков :-). К счастью, мои Муза и Пегас еще не отправились в отпуск. И очень помогли при подготовке данной статьи. Вот потому, собственно, и родился такой текст, «озаглавленный» двумя авторами. Да, вот еще один интересный факт. После тестирования видях выбросил Игорек свой GeForce2MX400. Теперь у него Radeon 8500 VIVO. Намек понят :-)?

Рожденные «летать»

В свое время ATI анонсировала два базовых чипа RV200 (он же Radeon 7500) и R200 (который Radeon 8500 во всех ипостасях). Ключевые особенности этих двух изделий мы вкратце и рассмотрим в этой части статьи, посвященной аппаратным возможностям видеоакселераторов. Причем не особо вдаваясь во всякие варианты 7000 или 8500LE — ибо все они от лукавого и характеризуются по сравнению со стандартными моделями пониженными частотами работы видеочипа и памяти. Всевозможные модификации Radeon’ов Pro и Ultra — эти же чипы в разогнанных вариантах. А от разгона, как вы знаете, архитектурные свойства микросхемы не меняются. Ну, разумеется, Рис. 1пока она не сгорит :-).

Radeon 7500 (рис. 1) по своим возможностям все тот же старый «исходный» Radeon (а точнее, симбиоз из начального, оригинального Radeon и Radeon VE). К которому «притачали» пару основных улучшений — модифицированный контроллер памяти и возможность поддержки двухмониторных конфигураций HydraVision. Хотя есть и третье усовершенствование, если таковым можно посчитать увеличенные частоты работы самого чипа и видеопамяти. В видеокартах, созданных с использованием Radeon 7500, частота видеочипа составляет 250–290 МГц, в отличие от 183 МГц у обычного Radeon. Хотя рост частот — это прямое следствие другого улучшения, а именно перехода на 0.15-мкм техпроцесс изготовления микросхем (ранее — 0.18-мкм.). А еще такие Radeon’ы обладают двумя RAMDAC, и для поддержки двух мониторов им не нужно «лишних» микросхем.

Radeon 7500 по своей ценовой категории рассчитан на средний сегмент рынка и призван составить конкуренцию всяким там GeForce’ам МХ’ам. А поскольку МХ’ы действительно «всякие» и очень разняться по уровню производительности, то и линейка Radeon’ов «расслоилась» на разнообразные 7000-е, 7200-е и тому подобные ухудшенные модификации.

Графическое ядро Radeon’ов 7500 имеет два конвейера, на каждом из которых по три модуля текстурирования. Последняя особенность присуща только чипам на основе оригинального Radeon’а, однако назвать ее преимуществом весьма спорно. У распространенных GeForce модулей текстурирования только два на конвейер. Отчасти и поэтому приложения, использующие заложенную в Radeon особенность, так и не стали популярными. Даже АТI осознала ненужность третьего модуля текстурирования — он исчез в новом чипе R200. Но о нем далее, а пока вернемся к RV200.

Базовые возможности видеочипа ATI Radeon 7500 следующие:

частота работы ядра — 250–290 МГц;

интерфейс видеопамяти — 128 бит SDRAM или 64 бит DDR SDRAM;

количество пиксельных конвейеров — 2, по 3 текстурных модуля на каждом конвейере (наложение до трех текстур за один проход);

билинейная, трилинейная и анизотропная фильтрация текстур;

наложение рельефных текстур типа Emboss, Dot3, EMBM;

поддержка сжатия текстур S3TC/DXTC;

полноэкранное сглаживание 2х, 4х методом суперсэмплинга;

аппаратный блок T&L;

поддержка аппаратного декодирования DVD(MPEG2).

У оригинального Radeon, в отличие от конкурирующих видях на GeForce2, есть одно достоинство, касающееся работы с памятью. Чтобы шина памяти не была для чипа «бутылочным горлышком», АТI применила в своей разработке технологию HyperZ. Эта хитрая штука помогает по минимуму загружать шину памяти при передаче необходимых чипу данных во время расчетов отображаемых трехмерных сцен.

Что касается упомянутой возможности вывода изображений на два монитора, то справляться с подобной задачей Radeon 7500 помогают два встроенных RAMDAC по 350 МГц каждый, причем второй ТВ-выход, скажем, на телевизор, реализован независимо от вывода изображения на монитор. Таким образом можно получить картинку одновременно на аналоговом и цифровом дисплее, либо на любом из этих дисплеев и телевизоров — удобство налицо.

С одной стороны, всем хорош Radeon 7500, более того, в нем были интегрированы уже отработанные и проверенные решения, дававшие высокую стабильность, обеспечивавшие надежность работы. Однако, как ни прекрасен чип RV200, да вот только… даже всех возможностей DirectX 8.0 он оказался не в состоянии реализовать. Назрела необходимость в чем-то принципиально новом. И оно явилось юзерам в лице видеоядра R200, названого Radeon 8500.

Новая сила

Итак, новоявленная серия чипов R200 (рис. 2) была призвана реализовать все возможности DirectX 8.1, а также доказать конкурентам и пользователям, что порох в пороховницах ATI никогда не заканчивается.

Что же предложила ATI на роль нового лидера рынка 3D-акселераторов? Чип R200, как и RV200, выпускается по той же 0.15-мкм технологии и состоит из 60 млн. транзисторов, «обскакивая» по этому показателю процессор Pentium III. В R200 используется четыре конвейера рендеринга (у RV200 два), но уже только с двумя текстурными блоками на каждом. Как уже говорилось, возможность наложения трех текстур на пиксель за один проход (в идеале — за такт), благодаря наличию трех текстурных модулей на каждом конвейере RV200, осталась невостребованной основной массой приложений. Что и вынудило ATI отказаться от такого решения.

Стандартная частота работы для видеоядра R200 была установлена на отметке 250 МГц.

Рис. 2Основные характеристики чипа Radeon 8500 следующие:

рабочая частота ядра — 250–300 МГц;

видеопамять — 128 бит DDR SDRAM/SGRAM, общим объемом до 256 Мб и частотой 250–300 МГц, работающей синхронно с ядром;

поддержка трилинейной и анизотропной фильтрации;

наложение рельефных текстур Emboss, Dot3, EMBM;

полноэкранное сглаживание Smoothvision 2х-6х;

поддержка пиксельных и вершинных шейдеров DirectX 8.1;

блок T&L;

наличие технологии Truform;

улучшенная технология отсечения невидимых поверхностей HyperZ II;

встроенный RAMDAC с частотой 400 МГц;

поддержка мультимониторных конфигураций HydraVision;

аппаратное декодирование DVD (MPEG2);

возможности видеовхода и видеовыхода при наличии вспомогательного чипа ATI Rage Theater;

обеспечение функций GDI, включая расширения GDI Windows XP.

Естественно, что чип R200 унаследовал многие особенности своего родственника RV200, о которых мы уже рассказывали ранее. А вот о некоторых чертах, присущих конкретно Radeon 8500, о технологиях, воплощенных именно в нем, стоит упомянуть отдельно.

Smoothvision представляет собой метод полноэкранного сглаживания, работа которого основана на небольших смещениях геометрии сцены с последующим комбинированием цветов полученных смещенных картинок. Для определения цвета пикселя Radeon 8500 может использовать до 8 таких «смещений» и, помимо этого, умеет выбрать оптимальное количество этих самых смещаемых картинок, чем избегается сглаживания сцены в тех местах, где в этом нет необходимости.

Блоки пиксельных и вершинных шейдеров Radeon 8500, названные Pixel Tapestry II и Charisma Engine II, упрятаны за общим «заумным» названием Smartshader. Видимо, в АTI посчитали, что они все же «умнее» подобных блоков, встроенных в GeForce3.

Очень интересная штука —Truform. Возможности данной технологии, аппаратно поддерживаемые чипами Radeon 8500, позволяют добиваться существенного улучшения визуального качества при построении трехмерных моделей. Искоренение «угловатости» происходит путем разбиения треугольников, из которых состоят эти модели, на более мелкие полигоны. Подробнее об этом было рассказано в статье Crio «TRUFORM —Табл. 1новое лицо игры», МК № 27 (146), 2001 г.

Ну а HyperZ II — это улучшенная версия технологии HyperZ. Они обе призваны улучшить эффективность работы видеокарты, осуществляя «игнорирование» невидимых в трехмерной сцене поверхностей. Что избавляет чип от необходимости просчитывать те части объектов, которые скрыты за другими, и все равно не будут отображены на экране.

Если вас интересуют дополнительные подробности о Radeon 7500 и 8500, милости прошу к статье «Двухходовая комбинация ATI», МК, № 34 (153), 2001 г. Общие сравнительные характеристики обоих чипов даны в таблице 1.

В завершение теоретической части не могу не упомянуть о следующем немаловажном и приятном факте. Отказ компании ATI от монополии на производство видеокарт под своим брэндом значительно поспособствовал популяризации видяшек на новых чипах Radeon. Ведь азиатские производители, заполучив в свои руки такие лакомые чипы, немало сделали в деле их продвижения на рынок, уменьшив цены и значительно расширив ассортимент (что, впрочем, и не всегда хорошо :-)) выпускаемых видеокарт.

От теории — к практике

Ну а теперь, собственно, перейдем к вопросам практической работы видеокарточек на чипах Radeon 7500 и 8500. Их тестировал Игорек, и я (Владимир Сирота) лишь буду вставлять свои комментарии по ходу текста.

И вот что Игорек пишет. (Его вступление я выкинул, так как мой Пегас просто крылами уперся против подобного зачина с весьма сомнительным содержанием :-)).

Скажу честно, когда у меня в руках очутились видеоадаптеры, рассмотренные в этом тестировании, я и подумать не мог, какие результаты они покажут. Именно поэтому для сравнения мною были использованы не самые «свежие» достижения от nVidia, и GeForce’ы получили реальное отставание в тестах. Так что, сори, это моя вина… (Тут я Табл. 2достаю платочек и вытираю Игорю слезы :-).)

О новых графических чипах от ATI в нашем еженедельнике уже писалось (имеются в виду 7500 и 8500), так что подробно эту тему затрагивать я не стану. (И не надо, я уже ее затронул, см. повыше.) Более детально лучше остановлюсь на результатах тестирования.

Итак, начнем. В сегодняшнем «соревновании» принимают участие восемь видеокарт. Шесть из них производства PowerColor на чипах ATI. Одна —ASUS V7700 Deluxe GeForce 2 GTS 64 Мб DDR, еще одна —GeForce 2MX 400 32 Мб от Innovision. (Тут Игорек забыл рассказать о своей тестовой платформе, так я вам сообщу по секрету, что знаю: плата — Soltek SL75 DRV-2 на VIA KT266A, ЦПУ — Athlon XP 1700+, ОЗУ — 256 Мб DDR, HDD — Seagate Barracuda ATA IV, ОС — WinMe).

Удивительно, но все карты поставлялись в варианте Retail (это когда в коробочке :-)). Все, кроме МХ’а, были снабжены видеовыходом, некоторые Radeon’ы имели цифровой выход, а ASUS обзавелся еще входом и 3D-очками — кстати, если кто умеет пользоваться ими, скажите, а то я в них ничего путного не нашел (ё, такого я от Игорька не ожидал). Но не входы и выходы мы будем тестировать. Главное в одинаковых видеокартах разных производителей — найти десять отличий :-). Вот и мне пришлось с помощью PowerStrip’а среди трех Radeon 8500 искать различия в частоте. Как стало понятно (см. таблицу 2), мне в руки попали три вида 8500-ых: Pro, стандартный (рис. 3) и LE. Только, как мне казалось, ATI заявляла частоту чипа для стандартных Radeon 8500 на уровне 275 МГц (показалось, это бывает). Здесь же видим картину немного худшую. Хотя и так неплохо, Рис. 3если судить по производительности.

Среди Radeon’ов 7500 оказались две модели: Ultra и Low (рис. 4). Семитысячный Radeon мы взяли просто «для отвода глаз», дабы показать пользователю (а заодно и читателю) разницу в результатах (достаточно хотя бы сравнить с 7500LE). Ведь различие между Radeon 7500 и 8500 можно и не ощутить (качество картинки в обоих случаях отличное). И разницу в пятьдесят кадров после отметки в сорок кадров за секунду в 3D-играх уловить трудно (спорно, весьма спорно). То ли дело сравнивать 24 и 103 fps!

Изучив результаты тестирования, нельзя не заметить, что видеокарты от ATI равномерно занимают все уровни в разных сегментах удовлетворения потребностей геймеров. Большие скачки производительности заметны только при сравнении чипов из разных ценовых категорий.

В общем, если сравнивать выигрыш в быстродействии и сумму, которую за это надо переплатить, — то последняя вполне оправдана. Так, 7500-ые стоят до 150 у.е., а 8500 — около 200 у.е. Но игра стоит свеч, так как за 50 баксов вы получаете 50 fps’ов. Один Рис. 4кадр — один доллар. Это ж шара, ведь в случае с 7500 эфпээсы поставляются как минимум по 1.3 у.е. Так что реальная экономия налицо :-).

Уделю немного внимания комплектам поставки карточек. Со всеми видяхами от PowerColor шла бесплатная версия игры Rune, причем совершенно полная. Также для каждого видеовыхода (будь-то цифровой или композитный) имелся свой переходник: с цифрового — на обычный VGA, с композитного — на аналоговый S-видео. Спасибо PowerColor’у за заботу. Память на всех платах брэндовая — от Hynix на 8500-ом до Hyundai’а на 7000-ом.

Также хочу отметить, что, хотя GeForce 2 GTS и показал результат на уровне Radeon 7500, даже почти догнав 8500LE, не следует так сильно «зариться» на лишние кадры в старом Quake’е (диаграмма 2) и обобщенные результаты в 3D Mark (диаграмма 1). Дело в том, что архитектура 2-ых GeForcе’ов несколько устарела и не поддерживает многие навороты, свойственные современным играм. К таким фичам можно отнести хотя бы Environment Bump Mapping и пиксельные шейдеры. Все тесты с подобными эффектами, используемые в 3D Mark, видеокартами на чипах от nVidia были пропущены (пиксельные шейдеры не поддерживаются и в Radeon 7500 —прим. одного ред. :-)). Так что стрелка выбора на моих весах все больше и больше перевешивается в сторону продуктов ATI.

Изображение в 2D выглядело идеально при любом видеорежиме и любой частоте (вот только с 7000-ым Radeon’ом в случае высоких разрешений возникали глюки с вертикальной частотой развертки). Частота вообще на всех видяхах устанавливалась не стандартная, может, для меня, кто, кроме nVidia и S3, в жизни ничего не видел. (Так, надо срочно поводить Игорька по музеям :-)). Итак, при разрешении 1024х768 вместо стандартных 85 Гц можно было выжать из монитора все 90. Хотя, если бы дисплей столько «не держал», пришлось бы довольствоваться только 82-мя.

Диаграмма 1   Диаграмма 2

Но раз уж попали ко мне видяхи с видеовыходами, так почему бы их не проверить. Для этого использовался телевизор Panasonic 21РМ30R. Он 21-дюймовый, и при выводе изображения при помощи продукта на чипе nVidia по краям картинки на его экране постоянно находилась черная рамка. Результат оставался прежним при изменении разрешения с 1024х768 на 800х600. Такая же рамка присутствовала и при капчуринге с видеовхода. Но этот глюк свойственен, повторюсь, всем продуктам nVidia и сетовать на плохую сборку конкретной видяхи не следует (к тому же в нашем случае использовался ASUS).

Если телевизор подключался к ATI’хам, подобных неприятностей замечено не было. И изображение замечательно растягивалось на весь экран и при 800х600, и при 1024х768. Что есть очень хорошо!

Не знаю, как вы, но свой голос я буду отдавать только за ATI Radeon’ы. И пусть кто-то скажет, что в третьем GeForce’е уже реализовано все, что имеется в ATI’хах! Но ведь цена такого товара себя не оправдает (даже любой китайский GeForce 3 Ti 200, не самый быстрый из «третьих», стоит порядка 130 баксов)! К тому же PowerColor уже можно считать официальным ОЕМ-производителем видеокарт ATI, наравне с тем же Hercules’ом.

По поводу разгона могу сказать следующее: хоть видяхи и гнались в среднем на 10–15 МГц (особенно память) — где-то до заявленных ATI оригинальных частот :-) — но вот толку от этого заметно не было никакого. Ведь прирост в 2 эфпээса на грани «горения» видяхи совсем не радует. Именно поэтому сии результаты приводить я не стал. Карточки и так шустрые. Побольше бы таких удачных продуктов на мировом рынке, и прогресс невозможно было бы удержать. А за ATI остается только радоваться! (Поддерживаю!)

Автор выражает благодарность компании К-Trade за предоставленные для тестирования видеокарты PowerColor на чипах ATI, а также компании «А-Гама» за видяшки на чипах от nVidia.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov