CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

wwwРАСТАем…

Андрей МАЗУР liza@svitonline.com

Четверть века назад вся советская аудиотехника дружно воспроизводила песенку Rivers of Babylon славного ВИА Boney M. Как оказалось, приятное во всех отношениях диско — сильно искаженное церковное песнопение. К чему это я? А к тому, что судьба растафарианства созвучна истории Rivers of Babylon…

Религия чернокожих невольников, казалось бы, изжившая себя, неожиданно обретает популярность в 60–70-х годах прошлого века. До сих пор, изрядно опошленная массовой культурой, раста продолжает находить сторонников.

Истоки

Освоение Америки сопровождалось массовым перемещением африканского населения в Новый свет, где хронически не хватало рабочей силы. Уцелевшие после истребления индейские племена были непригодны для работы на плантациях. Поэтому огромные пространства Западной и Центральной Африки обезлюдели вследствие энергичной деятельности европейских торговцев «живым товаром».

Угоняя африканцев с насиженных мест где-нибудь в Бенине или долине Конго, европейцы попутно спасали «заблудшие души», насаждая христианство. Религия поработителей трансформировалась в сознании несчастных, приобретая неожиданные формы.

Черные невольники быстро уловили очевидное сходство своей участи с историей обращенных в рабство древних иудеев. Идеологи черного национализма довели мысль до логического завершения. Объявили себя истинными евреями. Авторы пропагандистских книжечек в доступной форме поясняли, что черная раса всех древней. Именно она создала цивилизацию и вообще все, сколь-нибудь ценное. Это потом злобные и коварные европейцы поработили черных. Затем приписали себе величайшие достижения цивилизации, а великих черных мудрецов — от Эзопа до Ганнибала — объявили белыми.

Сторонники подобных теорий заявляли, что текст Библии искажен и пытались «восстановить» его. Первоисточником считалась так называемая HolyPiby — Библия, как утверждают, переведенная с амхарского (язык одного из народов, населяющих Эфиопию).

Еще один первоисточник будущего культа — версия Библии, изданная по указанию короля Англии Джеймса I в 1611 году. (С историей этого документа можно познакомится здесь: www.av1611.org/kjv/kjvhist.html.) Переводчики стремились максимально приблизить английский текст к древнееврейскому и греческому. Именно этот перевод Святого Писания дошел до рабов на Ямайке.

К началу XX века на островах Карибского моря образовалась гремучая смесь африканских, афрохристианских и неоафриканских (т. е. созданных рабами уже в Новом свете на основе сугубо африканских элементов) культов.

В это же время особой популярностью у чернокожего населения США и Ямайки пользовались проповеди некоего Маркуса Гарви. Судя по всему, последний был общественным деятелем, выступавшим за экономическое равноправие рас. Его убеждения представляют собой сумбурное смешение модных в первой половине XX века экономических и политических теорий (http://www.sscnet.ucla.edu/mgpp/lifeintr.htm). Гарви принадлежит оригинальный изыск в толковании христианских первоисточников: Адам и Ева были чернокожими, а все белые персонажи Библии всего лишь прокаженные (при проказе кожа человека светлеет). Как бы то ни было, в устной традиции Маркус Гарви предстает как помазанник Божий, пророк и предтеча. Ему приписывают предсказание, что в Африке взойдет на престол великий царь и принесет в этот мир справедливость. Когда в 1930 г. эфиопский принц (Ras) Тафари стал императором Эфиопии под именем Хайле Селассие I, многие жители Ямайки восприняли это событие как сбывающееся пророчество.

Итак, основные положения растафариа. Хайле Селассие I, последний император Эфиопии, — живой бог на Земле, он всемогущ, ему подвластна любая энергия, включая и ядерную (!). Чернокожие — эфиопы в изгнании, новое воплощение древних иудеев. Рай для черного находится не на небе, а здесь, на земле — в той же Эфиопии. Эта африканская страна имеет полное право на благоговейное отношение к ней растаманов. Абиссиния приняла христианство еще в IV н.э. Отрезанные от остальных христиан арабами-мусульманами ее жители смогли сохранить свою веру. В отличие от большинства государств Африки, эта страна никогда не была колонией. В XIX веке эфиопы разгромили итальянскую армию, значительно превосходившую их по вооружению и выучке. Увы, новейшая история Эфиопии проста и уныла — божественный император свергнут военными. Социалистические эксперименты в экономике, войны с соседями и сепаратистами, непрекращающиеся засухи привели «землю обетованную» растаманов в удручающее состояние (www.abyssiniacybergateway.net/ethiopia).

Один из ключевых моментов идеологии растафариа — репатриация, возвращение черной расы на родину. Со временем репатриация стала всего лишь символом возрождения духовной культуры и достоинства Африки

До 60-х годов XX в. растафарианство оставалось местным культом. Классическими его представителями были обычные малограмотные крестьяне Ямайки, жившие в общинах. Рассказ о подобной общине: http://www.oneworldmagazine.org/focus/etiopia/rasta.html.

В 1954 году власти Ямайки разгромили мини-государство раста под названием Pinnacle («Башенка»). Сторонники движения переселились в трущобы Кингстона, где вещал когда-то Маркус Гарви.

Художественные ремесла и музыка, культивировавшиеся в среде раста, определили весь облик современной ямайской культуры, а рэггей стал общемировым явлением. Приведем адрес одного сайта (не растаманского), посвященного Ямайке: http://www.jamaicans.com. C ростом популярности рэггей-музыки, пропагандирующей идеи раста, период изоляции закончился.

Такова краткая история растафарианства, оставшегося настоящей религией для немногих, но превратившегося в молодежное увлечение по всему миру.

Модное веяние

60-е годы. В Азии — вьетнамская война. В Африке — «парад суверенитетов», в Европе и Америке — антивоенное движение, хиппи, Beatles, марихуана и ЛСД. Уже давно человеческая цивилизация расколота идеологиями на Восток и Запад. Появились первые симптомы нового глобального противостояния — богатого Севера и бедного Юга.

В то беспокойное время белая молодежь открыла для себя растаманов. Многое в раста и движении «детей цветов» оказалось общим. Расовая окрашенность раста не мешала сближению, потому что хиппи проповедовали отказ от традиционных европейских ценностей. Оба течения нашли один и тот же способ пропаганды своих идей — музыку. Растафарианство стало модным среди белых интеллектуалов и распространилось везде, где существовали «цветные» общины. Вплоть до молодежи маори в Новой Зеландии и аборигенов Австралии.

Начался быстрый процесс расслоения сторонников этой идеологии. Ортодоксы вскоре практически перевелись. Мода на раста (до сих пор занимающего определенную нишу в культуре африканских народов) никак не повлияла на внутреннее, политико-религиозное содержание общества, но дала остальному миру внешние формы — атрибутику, слэнг, курение марихуаны и музыку рэггей.

Марихуана, она же «ганджа», она же «сенсимилья», вызывает у многих неприятие. А приверженцы раста полагают, что конопля никакой не наркотик, а «трава мудрости», якобы расширяющая сознание и усиливающая мистические и творческие переживания. И ее потребление не может осуждаться, ибо является «угодным Господу воскурением». Вот так и не иначе :-). Марихуана буквально «проросла» через все растафарианство. За что последнее и подвергается ожесточенным нападкам. Растаманы считают такое положение вещей происками Вавилона (сей термин из специфического языка раста означает несправедливое устройство жизни, ад на Земле). Без лозунга «Legalize it!» классический рэггей представить невозможно.

Всеобщую известность приобрела характерная прическа —дрэдлокс, имеющая для адепта раста глубокий философский и религиозный смысл. Дрэды — видимое свидетельство договора, существующего между растаманом и Господом. Они не нуждаются в какой-либо завивке или химической обработке (это уже профанация идеи). Характерные косички — просто свалявшиеся волосы. Существенный нюанс — это еще и символ расовой принадлежности, так как подобное свойство имеют волосы только негроидной расы. Хотя… Читатель может отправиться в Интернет и получить рекомендации некоего «растамана Кеши» по поводу того, как европеоид может заполучить настоящие дрэды: http://www.zhurnal.ru/music/rasta/dreadlocks.htm. Предупреждаю: процесс начинается с двухнедельного табу на мытье головы. Далее волосяной покров вроде бы смиряется с такой жизнью и начинает самоочищаться (что делать, если от хозяина не дождешься… :-)). А вот на www.dreadlocks.com миф о том, что дрэды нельзя мыть, нещадно развенчивается.

«Патлы убоявшегося» (один из возможных переводов слова dreadlocks), дабы не рассыпались, принято прикрывать головным убором, напоминающим огромный вязаный берет красно-желто-зеленой раскраски и именуемым «короной». Автора же больше всего умиляют «дрэдообразные» прически популярных исполнителей, вроде припопсованного рокера Дизеля. (Что ж, всякому, кто не с Ямайки, налысо бриться?)

Более «продвинутые» знают о существовании особенного языка раста. Речь идет о всяческих «корнях», «позитивных вибрациях» и т. д., и т. п. Собственно говоря, это жутковатый набор слов африканских языков, искаженных библейских терминов, наложенных на исковерканный английский, подробнее об этом смотри тут: http://www.zhurnal.ru/music/rasta/patois.html, http://www.zhurnal.ru/music/rasta/faq.html.

Боб Марли и музыка рэггей

Рэггей — музыка с акцентом в слабую долю, в отличие от белого хард-рока. (Под влиянием пластинок с Карибских островов, откуда происходит и модный в 80-е стиль ска, и электронная музыка даб, многие белые парни тоже слегка поменяли акценты. —Прим. Виктора В.). Ритм скорее размеренно-монотонный, раскачивающийся. Настоящий, непопсовый рэггей уникален органичным соединением ритма, духа, культуры Африки с политическими прокламациями в духе Патриса Лумумбы или Нельсона Манделы.

А вот критики совершенно справедливо отмечают что характерная черта этой музыки — поразительная скудость тематики при огромном потоке песен. Такой взгляд на рэггей и многое другое, причем в русскоязычном варианте, находится на сервере «Африкана» (http://www.africana.ru/news/magazine/010506_relig.htm). (Гитароид в руки этим критикам — пусть покажут, что такое разнообразие тематики. —Прим. Виктора В.)

Рэггей широко представлен в Сети. Начать серфинг можно с http://www.niceup.com. Но коль скоро речь в статье не о музыке, просто отмечу, что добротная подборка музыкальных (и не только) линков «в тему» находится на http://www.zhurnal.ru/music/rasta. Сам пользуюсь и читателям рекомендую.

Звездой музыки рэггей был и остается Боб Марли. У белых он получил невероятную популярность в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же его политические и религиозные выступления публика воспринимала вообще как откровения святого. Отношение Марли к растафарианству эволюционировало на протяжении всей жизни. Например, посещение Эфиопии разочаровало его: растаманского рая на земле не оказалось. Социализм, в который так верил Марли, проиграл. (Крещение в эфиопской православной церкви — факт из жизни Марли. Как и недавно переизданный альбом The Wailers «Selassie is Ras Tafari» в честь императора Эфиопии, чье имя в переводе означает «Власть Святой Троицы». Портрет христианского государя прилагается… http://www.jadrecords.com/selassie.html — Прим. Виктора В.)

Что сегодня?

Внешние атрибуты раста остаются популярными в богемной среде. «В растаманов» играют те, кто не принимает закостенелого и погрязшего в мирских склоках православия, скучных дядек из современных западных церквей или нудных кришнаитов. «Засветились» растаманы среди антиглобалистов. Эти ниспровергатели, которым невмоготу жить под властью Микки Мауса и костью в горле стоит гамбургер, под Вавилоном разумеют конкретно США.

Честно говоря, с трудом верится в искренность тех, кто декларирует приверженность давней вере чернокожих рабов. Больше всего это напоминает этакий стеб. А что, выглядит достаточно необычно…

В Рунете почитатели Джа, позитивных вибраций и пр. наиболее солидно представлены на http://jah.h1.ru и «Русской Странице Живаго Джа» (адрес прежний :-): http://www.zhurnal.ru/music/rasta). Основатель главного российского раста-сайта — некто Шогди Нагиб. Сам Шогди — особа колоритная и достаточно известная в Рунете. Например, он является одним из авторов пародийного движения «Отечество — вся Африка», манифест коего выложен на www.wadada.net/africa.

Наш украинский Интернет оказался абсолютно безразличен к растафарианству. Видимо, для отечественного менталитета эта вещь слишком экзотическая. (На http://www.meta-ukraine.com по запросу <боб марли> найдено 84 серверa (249 документов), а по запросу <растафари> — 27 серверов (56 документов). Адреса в основном с расширением .ua. — Прим. ред.).

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov