Мой дракон «Мозилла» всем хорош. И полет его стремителен, и фигуры высшего пилотажа проделывать умеет. Может выступать в роли ищейки. Уж если начнет с поисковиками договариваться, то будто лопатой орудует ссылки так и прут, так и прут. Однако не всегда.
Часть первая: русские писатели
Положение литературных классиков на отечественных киберпросторах, прямо скажу, бедственное. У «бескультурных» американцев классику ценят больше. Наш литературный Web это несколько сетевых тусовок, мелкие журналы и фанатские сайты мэтров фантастики Лукьяненко, братьев Стругацких и так далее. Ну а допустим, не хочу я их читать. Не люблю. Хочу русскую классику. Видел намедни, на киевском книжном рынке «Петровка», замечательный том Салтыкова-Щедрина. Таких солидных книжек я раньше не встречал. Но и цена тоже солидная. Читай не по карману. А больших и дешевых тиражей подобной литературы лично мне не удалось сыскать. Издатели считают, что классика нынче стала недоступна пониманию. Поэтому тексты издают исключительно в дорогих вариантах. Это чтоб на полку в кабинете поставить. Эдакий ряд красивых корешков за спиной.
Что же делать рядовому любителю классики? Старые издания, которые можно было бы найти в букинистических отделах, давно осели в частных библиотеках или сгинули как макулатура. Выход один Сеть. Но Сетевое Отечество классиков не ценит! В этом обзоре я расскажу о редких исключениях.
Куприн. Начнем с него. На это есть две причины. Мне очень нравится творчество Куприна. А вторая причина такой могучий талант обойти вниманием нельзя. Уж на что советская власть Куприна не любила, а признала и сделала из него идола, хоть и «крыла» по идеологической линии в томе «Жизни замечательных людей». Надо сказать, что Александр Куприн всегда бунтовал против режима. Царские власти его не жаловали, из городов высылали, а большевики вообще арестовывали. Потом еще в прессе и книгах сетовали, что Куприн не любит советскую власть! Святая простота. Из того словесного гноя, которым являлись многие предисловия и послесловия к книгам Куприна, можно было узнать довольно мало. Дескать, работал он актером, батальонным адъютантом, дантистом, грузчиком, журналистом, на литейном заводе и прочее. Великий гуманист и пацифист. Почти все его произведения автобиографичны либо основаны на реальных событиях. Насколько я помню, в школах или вузах изучение творчества Куприна ограничивается рассказом «Гранатовый браслет» и антивоенным романом «Поединок». В итоге этот настоящий панковский писатель представляется как некий приглаженный интеллигент а-ля Бунин. Но Бунин не писал ни о морфинисте, томящемся в тупике обывательщины («Молох»), ни о странном оружии, в котором используется солнечная энергия («Жидкое солнце»). Ничего более мрачного, чем роман Куприна «Яма», по-моему, в литературе не существует даже «1984» Оруэлла. Лев Толстой содрогнулся, вопрошая, как же можно такое писать? А Куприн показывал правду жизни, каковой она является.
Упомянутые произведения лежат на единственном известном мне сайте Куприна http://kuprin.de. Как вы могли догадаться по доменному имени, ресурс этот расположен в Дании. И ведет его датчанин по имени Jens R. Lahme. На сайте три секции на русском, немецком и английском. Нас интересует русская. Здесь вы найдете, во-первых, полное собрание сочинений Куприна в формате PDF. Причем многие файлы имеют защиту, поэтому без хирургического вмешательства специальными утилитами даже текст оттуда скопировать не удастся. Скачивать, читать пожалуйста. Особенно могу посоветовать следующее: «Олеся», «Киевские типы», «Яма» и «Поединок». В том же разделе находятся биографии Куприна и воспоминания о нем.
Ряд материалов представлен также в HTML. Как говорит владелец сайта в «Гостевой книге», по запросу на e-mail он может выслать материалы и в формате DOC. Не знаю, не просил я в PDF сразу все скачал, когда увидел такое раздолье :-). А еще на сайте выложен большой фотоальбом (в JPEG) с карточками Куприна и его семьи, друзей.
Некоторое «количество» Куприна можно также нарыть и в «Библиотеке Мошкова» (http://lib.ru/LITRA/KUPRIN) три романа и несколько десятков рассказов. Зато в обычном текстовом формате!
Я могу писать о Куприне бесконечно долго, поэтому перейду лучше к следующему классику.
Итак, Федор Михайлович Решетников (http://resh.by.ru). Фамилия Решетникова мало что говорит современному читателю, разве что большим любителям или специалистам. Между тем в свое время этого писателя ставили вровень с Чеховым, Львом Толстым и Щедриным. Последний писал: «Нет драмы в жизни русского мужика, так, казалось, говорили русские беллетристы, нет драмы, а есть только курьезные случаи... А между тем, драма есть, и г. Решетникову бесспорно первому принадлежит честь открытия этого факта». Прожив всего тридцать лет, Решетников оставил небольшое, однако мощное творческое наследие. Он писал обо всем. О пермских крестьянах с их особым говором. О горнорабочих. О канцеляристах. О том, как его самого «замели» в жандармерию за остроумный ответ приставу на улице и как его, известного писателя, избивали жандармы (рассказ «Филармонический концерт» http://resh.by.ru/fc.htm).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Матерящийся и опальный вице-губернатор Твери и Рязани, невероятно саркастический человек, который как говорил, так и писал (разве что без мата). Мощнейшего размаха писатель, поднявший целый пласт времени, относящегося ко крепостному праву, и показавший его во всей «красе». Беспощадный сатирик, хорошо знающий власть изнутри. Щедрин принимает пост вице-губернатора. Зовет чиновников. Так, говорит, запомните! Больше вы взятки брать не будете!!! Не будете!!! Чуть позже он уже сидит и просматривает поданные ему документы невнятные, с грубейшими ошибками. Раскачивается, обхватив голову руками, повторяя: «Дураки... Какие дураки...». И лично принимается за переписывание бумаг.
«Официального» сайта у Щедрина нет. Его творчество разбросано по Сети, подобно звездам на небе. Причем, куда пальцем ни ткни, везде натыкаешься только на роман «История одного города» да на рассказ «Либерал». У Мошкова, как обычно, более торовато на книги. С http://lib.ru/LITRA/SALTYKOWSHEDRIN, кроме двух упомянутых произведений, можно скачать романы «Господа Головлевы» (это там рассказывается о ставшем нарицательным подлеце Иудушке Головлеве ака Порфишке-Кровопивушке), «Помпадуры и помпадурши», «Современная идиллия», а также несколько рассказов и сказок. Вообще, Сеть единодушно признает Щедрина великим сатириком и сказочником, как будто ничего другого он не писал. Например, неизвестный автор статьи на http://www.krugosvet.ru/articles/31/1003193/print.htm наивно полагает, что у Щедрина имеется «единственный большой роман «Господа Головлевы». Несколько более точные сведения о масштабах творческой деятельности Щедрина дает нам его краткая биография на http://hronos.km.ru/biograf/salty_sh.html, написанная с очевидным знанием дела. Любопытные факты о жизненном пути писателя сообщает К.Арсеньев в опубликованном на http://libpavel.km.ru/Russkaya/Klassika/Saltykov_Shedrin/Saltykov.html исследовании, правда, форматирование статьи оставляет желать много лучшего. Здесь вообще нет форматирования, идет сплошной текст. Эта же статья клонирована на http://kolibry.astroguru.com/01180197.htm, и вновь без всякого выделения.
Остальное в отрывках, цитатах. Кто и когда обеспечит Щедрину местожительство в Сети неизвестно. Существует разве что на http://gadukin.tomsk.ru сайт «ОбывателЪ» («Виртуальный Томск»), озаглавленный как «персональный сайт имени Салтыкова-Щедрина томскаго обывателя Мартына Карловича Гадюкина основан в лето 1999 года на пользу и потеху публике губернскаго города и ея гостей». На страницах этого ресурса Гадюкин делает предположение, что сайт собственно о писателе будет создан лет эдак через 50. Вот здравый взгляд на вещи. Потому что наш человек лучше изваяет очередной, двухсотый по счету ресурс в честь С.Лукьяненко, чем вспомнит, что не одними «иллюзиями» живет литература.
Разговаривает Достоевский с Раскольниковым:
Ты зачем, говорит, Родь, старушку за 20 копеек зарубил? Нехорошо...
Ой, Федь, не скажи. Пять старушек рупь.
У многих образ Достоевского со школьных лет ассоциируется с нудным толкованием фигуры Раскольникова. В институте к этому «багажу» прибавляются «Братья Карамазовы» и «Бедные люди», а дальше этого дело не идет. Личность самого Достоевского вырисовывается туманной не то христианин (но критикуемый церковью), не то мистик, безусловно, «великий русский писатель» и... И все, собственно. Словите на улице человека, спросите его чувак, что знаешь о Достоевском? «Это... скажет чувак, У него... Того! Студент старушку убил топором!». Чувак не виноват, у него ссылок не было, которые я сейчас здесь приведу. http://www.lig.ru/main/html/games/roulet/classic5.shtml письма Достоевского жене: «Аня, милая, я хуже чем скот! Вчера к десяти часам вечера был в чистом выигрыше 1300 фр. Сегодня ни копейки. Все! Все проиграл! И все оттого, что подлец лакей Hotel des Bains не разбудил, как я приказывал, чтоб ехать в 11 часов в Женеву. Я проспал до половины двенадцатого. Нечего было делать, надо было отправляться в 5 часов, я пошел в 2 часа на рулетку и все, все проиграл...».
Да, Федор Михайлович был Игроком Игроком с большой буквы, наркоманом рулетки. Но проигрывался. Оттого и пахал на литературной ниве, как проклятый, нужно было платить по счетам.
По ссылке http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880 можно выйти на «Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского». Большое, пожалуй, самое полное в Сети собрание сочинений писателя точнее, ссылки на материалы, расположенные на других серверах. Там же, в Клубе, рисунки Достоевского: портреты, готическая архитектура (зачастую невозможная к воплощению в физической среде нашей планеты, хотя Достоевский хорошо разбирался в архитектуре и даже имел по этой части диплом Главного инженерного училища). Перебираемся на страницу ссылок на биографии Достоевского http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/biogr.html.
Наверное, вам будет любопытно узнать, что писатель был приговорен к расстрелу, а приказ о помиловании ему зачитали всего за пару минут до того, как приговор должен был быть приведен в исполнение.
На http://www.psyh-portret.ru/biblio/ermak.htm находим выдержки из книги И.Д. Ермакова «Психоанализ литературы», а именно весьма любопытную главу «Отец Достоевского». Оказывается, у Федора Михайловича отец был садюга, убитый крестьянами за зверства. Тему родни писателя продолжает статья Михаила Талалая о дочери Достоевского, Любови Достоевской тоже писательницы. В архиве «Огонька» за 96 год лежит интервью с правнуком Достоевского, Дмитрием: http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/199625/25-50-52.html. Работает водителем грузовика. Имеет кучу рабочих профессий за плечами. Унаследовал от прадеда страсть к азартный играм, причем «система» знаменитого предка срабатывает: «...я играл по системе Достоевского! Любой может взять с полки роман «Игрок» и найти. Там есть такое место. Я просто никогда никому не говорю, где именно. Прочитайте, подумайте найдете. Я вот выписал и с этой бумажкой сидел и ставил фишки».
У правнука есть своя теория об эпилепсии Федора Михайловича. Дело в том, что эта болезнь должна была проявиться у потомков, однако такого не случилось. Из чего Дмитрий Достоевский делает вывод, что «падучая» писателя была чем-то иным. Переходом сознания на другой уровень. Не зря Достоевский писал, что «многое готов отдать за секунду такого состояния», и как правило, припадки невероятно стимулировали его творческие силы.
Последняя ссылка по теме, разумеется, вы знаете, вы любите этот сайт библиотека Мошкова, раздел Достоевского: http://lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ основные романы, несколько рассказов и критика.
Во второй части статьи я расскажу о сайтах, посвященных французским литературным классикам. До встречи на страницах!