CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

ПОкажи товар лицом

Дмитрий КОШЕВОЙ koshevoy@mksat.net

После появления моей первой статьи «Как продать ПО?» (МК №28 (199)) ко мне буквально посыпались тонны писем с вопросами и предложениями продолжить тему, что я с удовольствием и делаю. В этой статье мы копнем глубже: узнаем о тонкостях инсталляторов, о методах защиты, опишем процесс раскрутки программ и многое другое.

В письмах читатели просят поделиться готовыми примерами — предлагаю остановиться на своей программе HTML Maestro II. Для начала я бы хотел рассказать про данный продукт: программа представляет собой html-редактор с возможностями просмотра не сохраненного файла во встроенном браузере, редактирования и создания документов по готовым шаблонам, вставки в страницу разнообразных тегов и т.д. и т.п. Программа имеет русскую оболочку (http://www.dkpage.narod.ru/files/soft/maestro2/setuprus.exe) и английскую (http://www.dkpage.narod.ru/files/soft/maestro2/setup.exe). Обе версии имеют объем 350 Кб. Для нормальной работы программы вам необходимо иметь Internet Explorer начиная с версии 4.0 и файл msvbvm60.dll. Продукт является shareware, то есть за него необходимо заплатить: для жителей стран бывшего СССР — $2, для всех прочих — $19.

Закачав одну из версий (либо русскую, либо английскую), вы увидите один файл, созданный мастером установки Setup Generator. Русская версия создана в русском установочном модуле, «заморская» — в английском модуле соответственно. Можно сделать вывод: ознакомление с программным обеспечением начинается с мастера установки. Поэтому подойдите к его выбору серьезно.

Вот несколько советов по выбору подходящего инсталлятора: мастер установки должен иметь функции сжатия, функцию создания одного и\или нескольких файлов установки, должен уметь создавать ярлыки на рабочем столе и в главном меню, должна быть предусмотрена (обязательно!) деинсталляция, иначе вы никогда не получите «отлично» на бета-тестерских серверах.

Если у вас есть деньги, вы можете себе позволить купить какой-нибудь крутой инсталлятор, если же, напротив, денег мало — выкачивайте бесплатные мастера установки. Если кому-нибудь нужен адрес моего любимого инсталлятора — только свистните (в смысле, напишите), и я вам его вышлю. Если вы хотите заняться продажей ПО профессионально, тогда лучше сходить на ближайший рынок и купить какой-нибудь диск с полезным софтом для программера: инсталляторы, ActiveX-элементы управления и др. — поверьте мне, такой диск всегда пригодится.

Допустим мы (вы) уже нашли порядочный мастер установки, который содержит все функции, требуемые нами. Теперь надо что-то написать такое, что сейчас модно и крайне необходимо. К примеру (вот зачем нужна была моя прога!), мы делаем html-редактор, который рассчитан на ленивых и\или малопонимающих в web-строительстве людей. После закачивания моей проги вы должны найти в ней то, что вам нравится, что сейчас актуально и важно, а также то, чего не хватает или можно добавить. Вообще, опишите все плюсы и минусы. Если у вас есть друзья среди web-дизайнеров, спросите у них, что они не любят/любят в подобных программах, что их раздражает и почему они привыкли работать с блокнотом? Имея краткий план, можно приступать к его осуществлению. Но перед этим вам необходимо сделать дружелюбный интерфейс, который должен быть понятен не только вам, но еще и другим. За это отвечает наука юзабилити. Советую посетить http://www.usability.ru, где вы всегда сможете оценить ошибки в программах (там вас научат и расскажут, что такое хорошо и что такое плохо), а также «удачные решения».

Теперь возвращаемся к моему творению снова. Что мы видим, когда загружается программа? Заставку (Рис. 1)!!! Начиная с ОС Windows 95 OSR2, многие программисты стремятся создать хотя бы маленькое окошечко, в котором будет имя пользователя, название компании и другая информация. Это придаст солидности вашему продукту и произведет на юзера хорошее впечатление (встречают по одежке…). Еще можно добавить несколько движущихся и постоянно меняющихся надписей, в духе Adobe Photoshop. То есть, если вы добавите на эту заставку текст — «идет загрузка», «пожалуйста, подождите», «установка модулей», «поиск плагинов», — то ваши пользователи будут, безусловно, потрясены, даже если в действительности ничего не будет Рис. 1происходить :-).

После появления заставки моя прога выдает сообщение «Незарегистрированная версия, вам осталось N запусков из 30!». Теперь поговорим про этот модуль, модуль защиты. Мой хороший друг всегда говорит, что взломать можно все, это только вопрос времени. Я с этим утверждением согласен, идеальной защиты не существует. Но защита должна присутствовать! Иначе скоро в Интернете появится куча краков к вашей проге. Защита должна стоять многоуровневая. Это необходимо, чтобы при малейшей попытке взлома программа смогла записать данные в реестр (файл или еще куда-то) и тем самым блокировать запуск программы. Это обязательно! Сами подумайте: какой-нибудь доморощенный хакер решил ломать ваш софт. Он лезет в реестр, что-то меняет в записях вашей проги, глядь… а софтинка уже не грузится! И теперь, чтобы попытаться еще раз поломать прогу, этому хакеру надо будет переустанавливать ОС, а этого мало кто захочет.

Способы защиты бывают разные: метод серийного номера, имя-пароль, специальные патчи и др. Опишу все: метод серийного номера — самый распространенный и самый надежный. Вы, наверное, сталкивались с этим видом не один раз — почти все программы Microsoft, Adobe, RitLabs, Norton, отдельные пакеты Opera, IE, Office и еще тысячи и тысячи программ используют именно этот способ. Он заключается в том, что программа при первом запуске генерирует случайный номер (эта операция называется Randomize Timer — генератор случайных чисел) и записывает его куда-то подальше. Этот номер юзер должен переслать вам, а вы генерируете по нему свой пароль, который и вводится в программу, чтобы открыть полную версию.

Второй способ —имя-пароль, способ ненадежный, но достаточно старый. Раньше почти все программы (которые создавались под ДОС) использовали именно этот метод. Он был похож на старую детскую игру: каждой букве алфавита соответствует какой-то значок. К примеру:

Слова выглядели примерно так: 12;4%56№54%29. Вот это и является основной идеей этого метода. Пользователь вводил имя, и программа переводила из «Букв» в знаки. Без знания шифра никто, конечно, не мог узнать «знаки» и воспользоваться полной версией программы. Ненадежность этого метода заключается в том, что каждый может взять имя соседа, который купил программу, и узнать шифр.

Последний способ —патчи разработчиков. Вы платите деньги, а вам высылают патч, который «ломает» (в отличие от краков, эти патчи ломают законно) вашу программу, тем самым делая ее полнофункциональной. Качество данного способа зависит от качества программы и патчей. Можно сделать патч, который будет работать только с серийным номером заказчика (это чтобы заказчик не сделал миллион копий патча и не выкинул на диски).

Если вы записываете информацию о регистрации в реестр или куда-то еще, то вот достаточно дельный совет: никогда не создавайте ключи типа «незарегистрированная версия», а то, сами понимаете, любой этот ключ можно поменять на «зарегистрированная версия», и хакеры будут пользоваться полноценной программой. У вас ведь есть фантазия — придумайте что-нибудь такое, чтобы об этом знали только вы. К примеру, значение «Удаленный доступ к сети» означает зарегистрированную версию, а «Internet Explorer» — нет. Хакер посмотрит на эту запись и подумает, что это системное замечание, которое к вашей программе не имеет никакого смысла.

Теперь, когда у нас готова программа, мы можем заняться дополнительными файлами, которые присутствуют (должны!) у всех шароварных продуктов. Это я говорю про ярлыки на сайт, readme, licence, register, help.

Ярлыки на интернет-сайты и письма представляют собой файлы с расширением URL. Их можно создать в простом блокноте. Вот пример одного из файлов (кстати, из дистрибутива HTML Maestro II):

Или

Или

Первый пример открывает браузер по умолчанию и начинает загрузку сайта, второй выводит окно нового письма, третий запускает ваши файлы.

Readme, Licence, Register нужны пользователям, как вода рыбе. В файле Readme вы должны указать ваши координаты (сайт, адрес, имя), описание продукта (что нового, номер версии). Register представляет собой файл с информацией о регистрации (виды регистрации, помощь). Licence — файл лицензии (правила, права пользователя, ваши права). Если с первыми двумя файлами все понятно, то последний вызывает вопросы. Чтобы ответить на них, я привел пример Лицензии все из того же дистрибутива. Итак:

Вы должны сами изменить этот текст по вашему усмотрению. Этот текст я не защищал никакими правами, так что распространение бесплатное :-).

Все, можно сказать, что половину пути мы уже прошли. «ПОЛОВИНУ?!?! — с ужасом спросите вы. — Мы потратили на создание программы полгода! И это ТОЛЬКО половина?!?!?!». Конечно, вы уже преодолели самую сложную и интересную часть — программирование, но осталось то, что для многих куда труднее, чем само создание ПО — раскрутка, тестирование, создание сайта и, в конце концов, установка на сервер вашей программы.

Начнем, пожалуй, с поиска ошибок и тестирования. Первые 2-3 дня лучше искать ошибки самому. Они там будут, и как назло будут так хорошо спрятаны, что найти их будет очень тяжело. Лично я тестирую программу с бумагой и ручкой. На бумагу я записываю все глюки, которые потом исправляю. Можно (что намного лучше) переслать (передать) друзьям вашу программу. Если она на их ПК загрузится, то можно считать, что ошибок мало :-). В моем опыте был случай, когда я создал программу, а она работала по непонятным причинам только на некоторых компьютерах (включая мой), на остальных работать отказывалась.

После нахождения некоторых ошибок и их исправления можно закинуть «демку» на сервер. И ссылочку на нее добавить на всех бета-тестерских сайтах. Вот некоторые из них: http://www.beta-news.com, http://www.zdnet.com (ru).

Пора переходить к предпоследнему шагу — компиляции окончательной версии, устранению всех ошибок и созданию сайта.

Сайт должен быть красивым и информативным, это нужно для того, чтобы посетитель вернулся сюда еще, как минимум, пару раз. На сайте должны присутствовать: помощь по использованию, FAQ, скриншоты, информация о регистрации (методы, номера счета), новости и другая полезная информация. Если сайт будет поддерживать несколько языков, это вам добавит солидности.

Раскрутка — последний и один из самых долгих, нудных и неинтересных процессов. Вам нужно залазить на программные сервера, заполнять там кучу одинаковых форм, потом получать на ящик кучу спама. Но… без этого шага вы никакой выгоды от программы не получите! Поэтому надо, закатив рукава и подготовив кучу еды и кофе, лезть в Интернет и на всех сайтах, где можно добавить информацию о программе, прописывать ваше детище. Обычно на это уходит около 5 часов драгоценного диал-апа!

А в остальном раскрутка программ похожа на раскрутку интернет-страниц. Кстати, ваш сайт тоже должен раскручиваться! О том, как это сделать, можно узнать из серий статей Никиты Е. Сенченко «Web-кухня.»

В конце статьи я хочу дать несколько «советов деда»:

1) Если вы написали какое-нибудь украшательство (к примеру, скрин-сейвер), то лучше в меню «О программе» написать не название компании, а собственное имя. Иностранцы могут купить скрин-сейвер, который сделал простой фермер, и могут отвернутся от изделий «Корпорации Made In Ukraine Soft Group имени Лагеря повстанцев Ломоносова». Какая им разница, наверное, никто не узнает.

2) Не ставьте программу на часто падающие сервера. Вообще, лучше использовать платный хостинг.

3) После того как вы закачаете программу на сервер, обязательно скачайте ее и проверьте! При пересылке файл с программой может исказиться.

4) После того как вы дали о себе знать на всех программных серверах, я советую пробежаться по ним и посмотреть «рейтинг» вашей программы. Если программа имеет низкую оценку, то лучше всего ее переделать.

5) Никогда не давайте пароли на «честное слово», а то есть и такие бессовестные пользователи программ, твердящие: «Дай парольчик! А я заплачу!!!»

6) Добавляя программы на сайты, вы будете заполнять одинаковые формы (описание, название). Поэтому вам будет гораздо удобнее использовать текстовый файл с заготовленной заранее информацией.

7) При продаже программы вы должны найти свою целевую аудиторию, то есть людей, которые заинтересуются вашими услугами. К примеру, создав HTML-редактор, вам необходимо искать молодых дизайнеров. Именно молодых! Потому что опытные дизайнеры уже используют те программные продукты, под которыми им удобно. А молодые ни к чему еще не привыкли и пишут все в блокноте! Если вы заставите их «привыкнуть» к вашему ПО, то можете считать, что все потраченное вами время прошло не зря.

Когда будете раскручивать софт, вы должны использовать правильные рекламные тексты, которые должны быть ориентированы на вашу целевую аудиторию.

В следующей статье я вас познакомлю с некоторыми регистраторами (фирмы, которые занимаются продажей ПО).

P.S. Если у вас есть вопросы — пишите, я постараюсь ответить всем.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov