CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

Рулезные баранки

Олег КАСИЧ harder@bigmir.net

Вы частенько засиживаетесь допоздна, накручивая километры виртуальных дорог, причем стараясь делать это так же эффектно, как М.Шумахер? А какими устройствами вы при этом пользуетесь? Что вы мне показываете клавиатуру, я ведь спрашиваю о девайсах для управления автомобилем! Так вы клавой и управляете?! Читать!.. Без промедления читать нижеизложенное!

Симуляторы автомобильных гонок относятся к разряду тех игрушек, для которых стандартного набора устройств ввода (клавиатура и мышка) явно недостаточно. Например, чтобы точно вписаться в крутой поворот, нужно многократно нажимать на кнопку клавиатуры (или даже на несколько кнопок одновременно), что совсем не удобно. Другое дело, если у вас есть специальный игровой руль, да еще и с эффектами обратной связи. С парочкой таких устройств я и постараюсь познакомить вас немного поближе.

Logitech Wingman Formula Force GP

Все «добро» расположилось в коробке довольно скромных размеров. В комплект поставки входит сам руль, блок педалей, компакт-диск (который находится в кратком руководстве по установке) с драйверами под Win98/ME/2000/XP, небольшой проспектик с перечнем оборудования, выпускаемого Logitech, а также диск с игрой Sports Car GT.

Оценив внешние габариты коробки, я уж было подумал, что сейчас моему взору предстанет баранка диаметром сантиметров 15, которая подойдет разве что новому украинцу для четырехпальцевого метода вождения. К счастью, мои опасения не оправдались, извлеченный руль имел вполне стандартные для подобных манипуляторов размеры (~25 см в диаметре). В коробке также нашлось место педалям и блоку питания. Вот что значит рациональное использование свободного коробочного пространства. Основание (торпеда) руля от Logitech на удивление компактное. С трудом верилось, что под его крышкой находится «нечто», что может противиться поворотам руля, причем делать это более чем настойчиво. Но об этом немного позже.

Руль крепится к столу (или другой поверхности) двумя пластиковыми струбцинами. Зажимные элементы находятся над крышкой торпеды. Хотя доступ к ним открыт, очень плотно закрутить их проблематично. Хотелось бы, чтобы размеры последних были несколько больше имеющихся, потому как в процессе длительной интенсивной езды не исключена возможность развинчивания крепежа.

Эргономика рулевого колеса довольно удобная (рис. 1). По бокам баранка «обшита» материалом, напоминающим то ли очень твердую резину, то ли очень мягкий пластик (резиновый пластик :-)). На руле расположено 4 кнопки, а под рулем находится два переключателя (шифтера), которые удобно использовать для переключения передач. Отдельного переключателя скоростей на торпеде нет, поэтому для любителей «мануального» управления коробкой придется вживаться в роль пилота гоночного болида Формулы-1.

Инсталляция проходит очень гладко. К ПК баранка подключается через USB-шину. Для полноценной работы руль дополнительно запитывается от внешнего блока питания, иначе он, хотя и остается работоспособным, но не в состоянии воспроизвести эффект обратной связи. Блок педалей при помощи кабеля соединяется с основанием руля и не требует дополнительного питания. Блок педалей представляет собой основание размером 25х25 см (рис. 2), на котором размещены два цельных рычага (газ и тормоз) с довольно тугими пружинами (упругость педали тормоза несколько больше, чем газа). Размер платформы не велик, поэтому если размер вашей ноги превышает 35-й, то она частично будет находиться вне платформы, к чему нужно привыкнуть. Кстати, платформа имеет свойство уползать из-под ног, если она лежит на «голом» полу, поэтому рекомендую обзавестись ковром (коврик для мышки в этом случае не подходит :-)) или другим «педалеупорным» элементом.

Рис. 1   Рис. 2

После подключения руля и установки программного обеспечения, рулевое колесо сразу повело налево градусов на 30-ть. Очевидно, что руль требует первоначальной калибровки, которая, между прочим, производится довольно тривиально (рис. 3). После того, как выбран соответствующий раздел в свойствах, вам потребуется всего лишь повернуть руль в крайнее правое положение, затем в крайнее левое (градусов по 100 в каждую сторону) и ориентировочно отцентрировать колесо. Схожую процедуру нужно проделать и с педалями, поочередно выжимая их «до полика» и отпуская в исходное положение. Далее необходимо произвести некоторые настройки (рис. 4), в частности определиться с тем, будете ли вы использовать педали как комбинированные (одна ось) или как отдельные (две оси — рекомендуется). Также вам предлагается настроить силу эффектов обратной связи, которая в зависимости от игрушки может варьироваться. Чтобы вам не было скучно выполнять эту процедуру, советую напевать: «Музыка мотора мне понятна, я его настраивал, как мог. За баранкой мне сидеть приятно, слушать песни пройденных дорог…» :-). Для игр, в которых не поддерживаются функции Force Feedback, предусмотрена специальная опция Centering Spring, активация которой будет с установленным усилием, при поворотах, возвращать руль в исходную позицию (производить центрирование). В игрушках, поддерживающих эффекты обратной связи, эту опцию лучше отключать.

После установки ПО в трей «падает» программка WingMan Profiler (рис. 5), активизировав которую, можно определить профили управления для конкретной игры. Но, как мне кажется, делать настройки удобнее все же непосредственно в играх.

Рис. 3   Рис. 4   Рис. 5

ThrustMaster Force Feedback Racing Wheel

В комплекте поставки можно отыскать руль, блок педалей, компакт-диск с драйверами, а также блок питания и руководство по установке.

После извлечения всего содержимого из упаковки (рис. 6) необходимо порядком все это хозяйство рассмотреть и подготовить к заездам. Торпеда гораздо массивнее, чем у баранки от Logitech’a, при этом она довольно стильная и не кажется громоздкой. Существенно отличается метод крепления руля к столешнице. Для этих целей используются довольно большие кронштейны и присоски (контакт с верхней поверхностью стола), благодаря чему практически исключена возможность «сойти с трассы» по той причине, что вы не справились с управлением (или другими словами — банально вырвали руль :-)). Более того, если верхняя поверхность стола полированная, то присоски буквально въедаются в нее, после чего их оторвать весьма проблематично. Похоже, производитель полагает, что если вы уж обзавелись таким рулем, то времени для других дел, кроме его кручения, не найдется :-). Если все же потребуется иногда заезжать на «пит-стоп» и решать на своем ПК житейские проблемы, то рекомендую подлаживать под присоски листики бумаги. Крепление от этого практически не ухудшится, а вот «телепортирование» в реальный мир будет проходить менее болезненно.

Эргономика колеса заслуживает всяческих похвал (рис. 7). Прорезиненный руль (~25 см в диаметре) имеет очень удобные выемки для расположения больших пальцев. Диапазон поворота колеса ориентировочно составляет 240 градусов. На руле расположены две кнопки, переключатель на четыре положения и восьмипозиционный мини-джойстик. То бишь возможностей для настройки функций, которыми вы пользуетесь во время езды, более чем достаточно. Под рулем находятся два цифровых шифтера, служащих для переключения передач, а также два аналоговых шифтера, дублирующих педали газа и тормоза. С правой стороны торпеды отдельно вынесена рукоятка переключения скоростей. К сожалению, она только двухпозиционная. Это значит, чтобы перестроиться с пятой передачи на нейтралку, вам потребуется пять раз «дернуть за веревочку». Поэтому не судьба в полной мере насладиться всеми прелестями использования полноценной механической коробки передач. К тому же рукоятка довольно тугая, но наверняка, со временем ее попустит (если, конечно, ею будут пользоваться :-)). Вам может встретиться удешевленная модель описываемого руля —Force Feedback GT Racing Wheel, без аналоговых шифтов и несколько измененным блоком педалей.

Рис. 6   Рис. 7

Площадка педалей имеет небольшие габариты, при этом благодаря кусочкам резины, приклеенным снизу, она довольно устойчива даже на паркете. Сами педали состоят из рычагов и пластин, покрытых серебристым напылением (что придает им большую реалистичность). Как мне показалось, возвратные пружины более мягкие, чем хотелось бы. Недостаточная площадь подставки потребует некоторого времени, чтобы освоиться. Блок педалей подключается к корпусу руля при помощи кабеля.

Чтобы обеспечить питанием привод обратной связи, конечно же, никак не обойтись без внешнего блока питания. Кроме того, на корпусе имеется тумблер включения/выключения привода, который, с одной стороны, явно не будет лишним, а с другой — определенно не находит практического применения. Ведь если руль установлен на рабочем месте, то вряд ли у вас появится желание заниматься чем-то другим, а если такая необходимость возникнет, то неизбежно придется снимать руль со столешницы, потому как нижняя часть крепления довольно массивна, что не позволит вам воспользоваться клавиатурой на выдвижной подставке. Так или иначе, при соединении руля с ПК (посредством шины USB), запитывании его от БП и включении тумблера руль «оживает», о чем свидетельствует красный светодиод, расположенный вблизи центра колеса. Забавно, что USB-коннектор оснащен специальной заглушкой (насадкой). Налицо забота о клиенте, а то вдруг на коннектор позарятся домашние грызуны (правда, в этом случае они скорее предпочтут сам кабель, а не железный разъем :-)). Главное, чтобы квалификации пользователя хватило на то, чтобы при подключении снять эту заглушку, а не утрамбовать ее в разъем (случаи, они ведь разные бывают).

Инсталляция программного обеспечения проходит гладко, без каких-либо неожиданностей. После установки ПО можно пробежаться по настройкам руля, которые следует искать среди игровых устройств в разделе «Свойства». Для начала в закладке TestInput (рис. 8) необходимо проверить работоспособность рулевого колеса (поворачивая его до упора вправо и влево), а также профпригодность педалей. Здесь же можно разнести педали газа и тормоза на две отдельные оси (опция Operate Pedals Separately) и протестировать работоспособность кнопок. Перейдя на следующую закладку —Test Forces (рис. 9), вы сможете ощутить прелести работы системы I-Force. Для этого потребуется поочередно активизировать различные кнопки на руле, в результате чего в действие будут приводиться демонстрационные «силовые» заготовки со звуковым сопровождением. Весьма забавно. В закладке Gain Settings (рис. 10) настраиваются параметры силового воздействия устройства. Нужно выделить опцию Default Spring, которая необходима для центрирования руля в играх, не поддерживающих эффекты обратной связи. Работоспособность этой функции можно проверить «не отходя от кассы». Для этого предварительно поверните руль на произвольный угол и установите галочку в окошке Always on. Как только вы это сделаете, руль с ощутимым усилием будет предпринимать попытки вернуться в исходное положение.

Рис. 8   Рис. 9   Рис. 10

Практические испытания

Sports Car GT

Вначале я решил вкусить прелести работы системы Force Feedback в игрушке, которая поставлялась вместе с рулем Wingman. Очевидно игрушка весьма достойная… была году этак в 99-ом. Чего о ней нельзя сказать, когда рукой подать до 2003 года. Это касается как графики и динамики игры, так и эффектов обратной связи, которые реализованы посредственно. Я даже не стал пытаться запустить ее с Thtrustmaster’овской баранкой, ведь в закромах еще оставалось много вещей, с которыми хотелось опробовать «силовые колеса».

Need For Speed: Porsche Unleashed

Наверняка, многим любителям гонок довелось провести изрядное количество времени, оттачивая мастерство в этой игре, поэтому она представляет большой интерес для проверки качества реализации feedback’а. NFS оправдала ожидания, эффекты реализованы очень хорошо. Имеются специальные настройки отдачи двигателя (для Wingman’a этот параметр следует уменьшить до 10–15 %, иначе «тряска» настолько сильна, что становится мало похожей на реальность), столкновений и других эффектов. Чисто субъективно — в этой игре Logitech’евская баранка получше противилась поворотам рулевого колеса при входах в виражи, а Thrustmaster’овская — корректнее отрабатывала столкновения с препятствиями и выезд на другое покрытие.

Need For Speed: Hot Pusuit III

Без особого энтузиазма я намеревался посмотреть, как старая добрая NFS’ка примет «сильных мира сего». На удивление «старушка» отрабатывает функции обратной связи на весьма приличном уровне. Обе баранки вели себя в ней довольно хорошо, поэтому я с удовольствием «нарезал» десяток кругов по некогда излюбленным трассам. Как видим, для того, чтобы ощутить преимущества использования руля в управлении виртуальным автомобилем, совсем не обязательно быть владельцем очень мощного ПК. Например, NFS III вполне прилично идет на слабеньких Celeron’ах с TNT’шкой, а то и менее мощных системах.

«Дальнобойщики 2»

Эта игра интересна, в первую очередь, для любителей симуляторов вождения многотоннажных грузовиков. О реализации обратной связи скажу следующее — можно было и лучше. Руль просто трясет при съезде с асфальтной дороги, иногда на шоссе случаются произвольные вздрагивания руля без каких-либо на то причин (наверное, подасфальтные камни). Такие аномалии обнаруживаются у обоих рулей, из чего я делаю заключение, что это «особенности» игрушки. Тем не менее, управлять автомобилем при помощи руля именно в этой игре гораздо удобнее, чем с клавиатуры. Немного потренировавшись, можно научиться ювелирно входить в повороты и с оптимальность скоростью преодолевать препятствия без утраты ценного груза. А чтобы не заснуть, просто напевайте: «Бывает и так, что горе-водитель закимарит и прет напролом, но настоящий автолюбитель никогда не спит за рулем…».

4x4 evolution 2

Заработав в предыдущей игре баснословное количество денег степенной и расчетливой перевозкой грузов, душе захотелось оторваться «на полную». Вот я и подумал, что для этих целей как нельзя лучше подойдет игра 4х4 evolution 2, где мне предстоит поупражняться в вождении внедорожников. Зря я так подумал. Несмотря на то, что в настройках игры значится поддержка рулей с feedback’ом, этой самой поддержки я не ощутил. Да, случаются единичные «удары», но они спонтанны, хаотичны и абсолютно не соответствуют ситуации на дороге. Сразу же на ум приходит фраза: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба».

Rally Championship Extreme

Я продолжал поиски игрушки, которая смогла бы изрядно потрясти баранки и делала бы это «в тему». Кто ищет, тот обрящет. Экстремальное ралли способно передать полноту ощущений от использования рулей с обратной связью. Большая упругость при повороте рулей, отклики при столкновениях, «послабления» при взлетах и возобновление связи, когда колеса на земле. Все эффекты выполнены на очень высоком уровне, благодаря чему получаешь истинное удовольствие во время езды. Хотя оба руля хорошо проявили себя в Rally Championship, баранка от Thrustmaster’а все же «ворочалась» несколько реалистичнее. Да, именно за это вы и переплачивали деньги.

Выводы

Из нашего небольшого дорожного испытания можно сделать вывод, что радость от обладания таким, безусловно, приятным устройством, как рулевое колесо с обратной связью, во многом зависит от поддержки его функций разработчиками игр.

Что же касается впечатлений от использования двух рулей, то по абсолютному показателю ThrustMaster Force Feedback Racing Wheel несколько превосходит Logitech Wingman Formula Force GP. Но если учитывать цену обеих моделей (~$110 vs ~$65), то не все так однозначно. Иными словами, если вы проводите много времени за игрой в автосимуляторы и можете безболезненно расстаться с сотней у.е., то оптимальным вариантом можно считать Force Feedback Racing Wheel. Если же вы время от времени любите расслабиться верчением баранки виртуального авто, то для вас вполне подойдет Wingman Formula Force GP — достойное решение за свои деньги.

Ни гвоздя вам и ни жезла!

Выражаю благодарность компании К-Трейд за предоставленный руль Logitech Wingman Formula Force GP, а также компании Unitrade за руль ThrustMaster Force Feedback Racing Wheel.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov