CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Домашний гроссмейстер по имени Fritz

Сергей ПЕРУН, международный мастер по шахматам, Дмитрий НЕЧИТАЙЛО кандидат в мастера спорта по шахматам s_prn@yahoo.com, ukrchess@ukr.net

Последним событием в мире компьютерных шахмат, вызвавшем огромный резонанс, стал матч чемпиона мира Владимира Крамника с чемпионом мира среди программ Deep Fritz 7. После больших волнений состязание закончилось ничьей 4:4 и стоящий на кону $1 млн. был поровну поделен между «сильнейшим» человеком и разработчиками лучшей программы. С ее возможностями мы и познакомим вас.

Когда злобный сорняк или таракан за печкой неумолимо растет у вас на глазах, надо поторопиться его уничтожить! Скоро это станет выше ваших сил.

Сергей ШИПОВ, международный гроссмейстер

Программа Fritz, принадлежащая одному из лидеров шахматного программного обеспечения, немецкой компании ChessBase, разработана ныне живущим в Нидерландах программистом Францем Моршем (Franz Morsch) в 1993 году. Впервые на международной арене Fritz громко заявил о себе на блиц-турнире (в каждой партии участникам дается всего лишь по 5 мин на обдумывание) в Мюнхене в 1994 году. Играя в одном турнире с гроссмейстерами экстракласса, программа одолела самого чемпиона мира. Сейчас это звучит буднично, но 9 лет назад такое событие воспринималось как настоящая сенсация. А год спустя в Гонконге Fritz стала чемпионом мира среди компьютеров. Интересно, что именно тогда впервые на чемпионате мира победила программа, разработанная для ПК, ведь до этого такое было под силу только специализированным ЭВМ. С тех пор стали говорить о состязаниях не компьютеров, а программ.

С каждым месяцем сила шахматных программ и мощность компьютеров неумолимо увеличивается, опережая даже самые смелые предположения оптимистов. Еще лет 12–15 назад рассуждения на тему «Когда машина сможет обыгрывать гроссмейстера?» в основном сводились к вопросу «А способна ли она это сделать в принципе?». И если ответ «Сможет» все же удавалось получить, то время оценивалось в промежутке 15–25 лет. Действительность же опровергла и эти прогнозы. Все случилось гораздо быстрее! Уже в середине 90-х обнаружилось, что синтез «игровая программа + компьютер» способен состязаться с гроссмейстером.

Сейчас стало очевидным, что в противоборстве с безликой машиной человечество обречено, ведь электронный разум прямым перебором способен обыграть гения. Причем многие программы на персональном компьютере играют все сильнее и сильнее. А что будет еще через пять лет? Знакомый гроссмейстер в запале ответил: «Мобильник в кармане будет играть сильнее, вот что! А серьезные машины нас вообще за людей считать не будут!». Мы сейчас переживаем тот переходный период, когда машина начинает регулярно обыгрывать представителей рода человеческого. Похоже, осталось совсем немного времени до того момента, как программы станут регулярно побеждать чемпионов мира homo sapiens.

Но сегодня использовать компьютер как тренировочную боксерскую грушу — это не видеть всех его достоинств. Ведь сейчас можно воспользоваться дебютной базой, насчитывающей у разных информационных фирм от 1 до 2 млн. партий. Появились электронные книги, обучающие программы, задачники. Компьютер способен заменить комментатора и проанализировать любую партию за считанные минуты. Все время совершенствуются поисковые системы для баз партий, можно проводить поиск по стратегическим, тактическим ключам, а также соотношению фигур на доске, что особенно удобно при изучении эндшпиля.

Действительно, благодаря компьютеру на сегодняшний день шахматная наука постигается намного легче, интереснее и эффективнее. Примером тому служит проведение в последнее время матчей в «продвинутые шахматы». Когда участники имеют возможность использовать в игре дебютные базы и советоваться с компьютером на протяжении всего матча. Последнее такое соревнование проходило между Крамником и Анандом и завершилось оно в пользу первого со счетом 3.5 на 2.5.

Дальнейшее развитие компьютерных шахмат приводит к взаимному обогащению — как людей, так и компьютерных программ. Многие гроссы не любят играть с компьютерными монстрами — конечно же, машина вам ничего не подставит и не зевнет, тактику она видит хорошо. Образно говоря, игра для человека превращается в передвижение по минному полю. Привычные человеческие оценки «лучше», «с атакой», «пространственный перевес» здесь не работают — постоянно необходим точный расчет.

Понятие «компьютерные шахматы» является ровесником науки кибернетики и ее раздела «искусственный интеллект». Шахматы представляют собой идеальную модель для исследования сложных задач, особенно тех, где требуется перебор вариантов. Один из основателей кибернетики и теории информации — Клод Шеннон — еще в 50-х годах первым сформулировал правила выбора хода на шахматной доске. В анализируемой позиции на определенную глубину перебираются все возможные варианты, и итоговым позициям с помощью целевых функций присваивается численная оценка. Затем минимаксной процедурой осуществляется откат к исходной позиции, происходит ее оценка и указывается лучший, по мнению машины, ход.

Роль человека заключается в том, чтобы, оценивания позиции, как можно точнее задать целевые функции. Эти функции имеют две составляющие — материальную и позиционную. С первой все ясно — материальный перевес (в фигурах и пешках) является, как правило, весьма серьезным аргументом для оценки позиции как лучшей. Кроме того, чем меньше материала на доске у обеих сторон, тем точнее оценка.

А вот с позиционной составляющей все гораздо сложнее: здесь учитывается много факторов, например, особенности расположения отдельных фигур и пешек, пространство на доске, время для перегруппировки сил и др. Умение правильно оценить роль всех факторов в определенной позиции всегда считалось одним из признаков мастерства шахматистов-людей.

Слабость игры компьютеров заключалась именно в злоупотреблении материалом и невозможности осуществить «абсолютный перебор» вариантов. В шахматных книгах 70–80-х годов можно встретить немалое количество образцово-показательных примеров игры людей с машинами, когда мастер или гроссмейстер выигрывал партию с помощью красивых жертв фигур и пешек. Секрет уже понятен: для человеческого интеллекта, в отличие от искусственного, было очевидным доминирование позиционных факторов над материальными именно в те моменты, когда осуществлялись жертвы материала.

Шли годы, с ростом быстродействия ЭВМ увеличивалась глубина расчета и одновременно совершенствовались алгоритмы, улучшающие составление функций оценки позиций. И во второй половине 90-х годов компьютеры уже стали успешно соперничать с гроссмейстерами экстракласса. Эпохальное для «шахматных кибернетиков» событие произошло в мае 1997 года. Созданный корпорацией IBM компьютер Deep Blue в матче из 6 партий победил самого Гарри Каспарова. Компьютер был оснащен специальным шахматным чипом, причем машина просматривала около 200 млн. позиций в секунду. Корпорация IBM для своего проекта привлекла многих гроссмейстеров, использовались последние достижения шахматной теории для создания как можно более совершенных алгоритмов. И вот, как уже отмечалось, в 90-е годы шахматные программы для настольных ПК стали теснить специализированные компьютеры.

Так, собственно, и закончилась «гонка» по совершенствованию шахматной силы компьютеров. Очевидно, что дальше машины будут играть все сильнее и сильнее. И не за горами, похоже, то время, когда их превосходство над человеком ни у кого не вызовет сомнений.

Deep Fritz вблизи

Не секрет, что Fritz 7 является наиболее используемой шахматистами программой. Она обладает одним из лучших дизайнов и функциональными возможностями. Рассмотрим некоторые особенности ее работы подробнее.

Подсказка компьютера

Спарринг — небольшое развлечение. Программа играет немного слабее, чем обычно. И как только она находит ход за себя, который позволит вам провести комбинацию, она его делает (как бы поддается). Это полезная тренировка. Fritz ведет себя как человек, который старается сыграть хорошо, но время от времени допускает тактические ошибки.

В режиме подсказки программа разбирает позицию на доске при вашем ходе. Вы обдумываете свой ход и на мониторе видите, что анализирует программа в данный момент, и как бы советуетесь с ней. В обычном игровом режиме также есть возможность получить подсказку (Hint). В этих случаях Fritz выступает в качестве наставника.

Временные режимы

Стандартные контроли времени, блиц, быстрые шахматы, 2 часа на 40 ходов + 1 час до конца партии и другие. Можно установить среднее время ответа на один ход, что чаще всего используется при анализе партий и позиции. Уровни с форой (гандикапом) — себе 10 мин, а программе — 5-ть.

Рейтинговые игры

Здесь игра идет «по-честному» — Fritz не поддается и не подсказывает. Ваши индивидуальные результаты будут сохраняться для определения ELO-рейтингов и званий (по имени профессора Arpad Emrick Elo, некогда являвшегося президентом американской шахматной федерации, чьей системой подсчета международных рейтингов пользуются в современном шахматном мире). После того, как вы сыграете определенное количество партий с рейтингом, вам будет присвоено звание. Всего их в программе 18-ть. Присуждение званий зависит от количества сыгранных партий и достигнутого рейтинга. Чтобы получить, например, звание клубного игрока (Club player), Ваш рейтинг должен быть 1350, как минимум, при 20 сыгранных партиях. Звание кандидата (Candidate) требует 30 партий с результатом 2200.

Различные стили игры

Важный для тренировки аспект. Предлагаются различные стили игры, например, нормальный, солидный, агрессивный и другие.

Можно выбрать различные типы дебютных библиотек. Не секрет, что дебютная библиотека играет в современных шахматах значительную роль. Широкий дебютный репертуар дает шахматисту возможность получить типы позиций, в которых он чувствует себя увереннее, не рискует быстро (зачастую повторяя чужие ошибки) проиграть, причем экономит драгоценное время.

Анализ партий

Параметры анализа устанавливаются в соответствующем меню. Анализ всегда производится на фиксированную глубину, чтобы добиться наиболее эффективного использования времени.

У вас есть выбор между простой проверкой ошибок и полным тактическим анализом. В последнем случае Fritz пытается делать комментарии. Они иногда могут быть ошибочными, но часто иллюстрируют довольно интересный, чисто «компьютерный» подход к разворачивающимся в партии событиям. При полном тактическом анализе Fritz практически безошибочно обнаруживает комбинации. Ведь именно в этом компьютерные программы оставили далеко позади «белковых» шахматистов, и даже перед профессионалами здесь открывается широкое поле для совершенствования.

Комментирование ходов

Существуют различные режимы комментирования. В виде словесных примечаний зачастуюпредлагаютсяпростые замечания по стратегии и структуре позиции. Графические примечания представляют собой цветные поля и стрелки. Учебные примечания включают в анализируемую партию учебные вопросы.

Если режим словесного комментирования (verbose) отключен, в комментарии будут предлагаться только возможные варианты.

Подготовка к соревнованиям

Fritz имеет встроенную базу данных избранных партий, сыгранных за всю историю шахмат. Присутствуют возможности поиска, сортировки, добавления, удаления партий — практически все, что привык делать пользователь персонального компьютера с «базой данных».

Также можно подключить базу окончаний (базу Томпсона), для позиций с малым количеством фигур (не более 5) устанавливается абсолютно точная оценка посредством полного перебора.

В качестве эксперимента попробуйте «попросить» Fritz сыграть с самим собой! Для этого используются игровые модули (Engines), но прежде всего необходимо выбрать команду Load engine. Появившийся список слева включает перечень шахматных модулей, находящихся на данный момент в памяти. Их можно применять для игры модуль против модуля (Engine vs. Engine). Список справа показывает доступные шахматные модули, имеющиеся на компьютере. Также устанавливается размер доступной оперативной памяти и использование дебютной базы данных.

Настройка интерфейса

Вы можете самостоятельно задать удобное для работы расположение окон, настроить вид доски и фигур.

Например, можно выбрать не двумерную, а трехмерную доску. Для настройки трехмерной доски воспользуйтесь меню Settings (Настройки) в окне навигации.

В принципе это главное, что нужно было рассказать о Deep Fritz 7. Надеемся, что это знакомство с компьютерными шахматами со временем перерастет для вас в нечто большее, и одна из шахматных программ станет вам постоянным спарринг-партнером (домашним Таблица. Указание сильнейших программгроссмейстером) и хорошим тренером.

Тем более, что в последнее десятилетие компьютерные шахматы вместе с увеличением мощности настольных ПК резко прогрессировали. Они не только сохранили к себе интерес у многих почитателей этой древней игры, но и вторглись в мир профессионалов. Благодаря неустанным стараниям тринадцатого чемпиона мира Гарри Каспарова в последние годы в шахматах стала очень популярной такая форма игры, как «продвинутые шахматы» (advanced chess), когда игрок во время турнирной партии имеет право консультироваться с компьютером. Это резко увеличило качество игры гроссмейстеров, особенно в дебюте (благодаря доступу к огромному количеству партий, находящихся во встроенной базе данных компьютера). А также позволило мастерам играть сильнее в сложных позициях середины партии (миттельшпиль), где высока вероятность проведения комбинаций (ведь комбинации компьютеры теперь «щелкают как орешки»).

«Битвы человека с компьютером еще долго будут оставаться интересны человечеству — до того момента, пока белковый шахматист сможет выиграть у искусственного разума хотя бы одну партию». К этим словам Г.Каспаров стоит прислушаться.

Напоследок обратим внимание читателей на сводную таблицу сильнейших программ с указанием сыгранных партий, очков, процента набранных очков. Этот материал раз в полгода публикует шведская ассоциация шахматных программ.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov