CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Mac OS X изнутри и снаружи

Сергей БОЛАШОВ alz_alz@mail.ru

Окончание, начало см. в МК № 23 (246).

В основе операционной системы MacOS X находится ядро Darwin. При разработке Darwin компания Apple, с целью обеспечить краткие сроки создания продукта и его высокое качество, открыла доступ к исходным кодам для всех желающих. В итоге, над реализацией Darwin трудились свыше 100 тыс. человек. Центральной частью Darwin является микроядро Mach 3, пришедшее в MacOS из системы NextStep/OpenStep. Преимущество микроядерной архитектуры перед архитектурой с монолитным ядром, которая применяется в том числе и в ОС Linux, состоит в следующем. Базовые функции ядра выполняются в виде небольшой компоненты, которая работает в привилегированном режиме, остальные функции системы оформлены в виде подключаемых модулей и работают в обычном, пользовательском, режиме. Таким образом, значительно повышается надежность (как известно, чем меньше кода, тем меньше в нем ошибок и тем легче он поддается отладке), легко отключаются ненужные сервисы и службы (для чего при монолитной схеме потребовалась бы перекомпиляция ядра), относительно несложно модифицировать ключевые компоненты ОС.

Сетевые подсистемы ядра Darwin взяты из ОС FreeBSD, с небольшими доработками. Так, в Darwin сетевые службы дополнены реализацией стека AppleTalk для совместимости с предыдущими версиями MacOS. Все сетевые сервисы работают через модуль Network Kernel Extension, допускающий динамическую загрузку, выгрузку и конфигурирование протоколов.

Кроме того, в Darwin из FreeBSD перешла большая часть программного кода, отвечающего за функционирование Unix-оболочки: в MacOS X работать можно не только через графический интерфейс, но и в терминале, и даже в однопользовательском режиме (это когда компьютер грузится без оконной оболочки, в «голый» shell, с правами системного администратора).

Среди всех остальных составляющих ядра Darwin хотелось бы выделить подсистему печати и модуль взаимодействия с файловыми системами.

Для вывода данных на принтер применяется одна из последних наработок в мире Unix —Common Unix Printing System (CUPS). Эта подсистема пересылает данные между компьютером и принтером посредством протокола Internet Printintg Protocol (IPP; расширение протокола передачи гипертекстовой информации HTTP). CUPS обеспечивает управление очередью печати через web-интерфейс, легкую и гибкую конфигурацию сетевых принтеров и настоящую удаленную печать — чтобы получить твердую копию документа на любом принтере, хотя бы он был расположен по другую сторону земного шара, понадобится только его IP-адрес.

Из файловых систем поддерживаются все наиболее распространенные. Сюда входят стандартные для платформы Макинтош HFS и HFS+; используемые в среде Windows FAT16 и FAT32 (ФС NTFS является закрытой разработкой, ее спецификации широкой общественности не доступны); применяемые при записи CD- и DVD-дисков ISO 9660 и UFS; функционирующая в Unix-сетях NFS и другие не столь известные, но часто применяемые ФС.

Весьма важную роль в ОС MacOS X играет среда программного окружения. Это не что иное, как набор системных вызовов (API), а проще говоря — буфер между низкоуровневыми функциями ОС и прикладными программами. Среда программного окружения предназначена для максимальной совместимости между системой и ПО, написанным как для старых версий MacOS, так и для текущей. В Apple, создавая принципиально новую операционную систему, понимали, что программные продукты под нее появятся не сразу, а потому и обеспечили возможность запуска старых версий программ.

Так, в среде Classic допускается использование любого ПО, созданного для MacOS 8-й и 9-й версий. Для этого на диске с MacOS X должны присутствовать системные файлы MacOS 9, и при загрузке устаревших программ предварительно происходит запуск еще одной операционной системы. Получается как бы «система в системе», разве что пользователь не имеет доступа к настройкам «девятки», он может только загрузить классическую оболочку или выгрузить ее, а за взаимодействие ОС с исполняемой программой отвечает MacOS X.

Программы, созданные для среды Carbon, с равным успехом запускаются как под «десяткой», так и в MacOS 9 (имеется в виду чистая «девятка», а не среда Classic). Программирование под Carbon во многом напоминает процесс составления программ для предыдущих версий ОС, так что среда Carbon, можно сказать, создана для достижения сразу двух целей: во-первых, облегчить труд разработчиков, за долгие годы привыкших к стилю программирования, который преобладал в классических системах; во-вторых, расширить круг потенциальных пользователей продуктов, созданных этими разработчиками, — в мире полно (несколько миллионов) Маков, прекрасно уживающихся с «девяткой», но несовместимых с «десяткой».

Cocoa — полностью объектно-ориентированное, истинно «десяточное» окружение, пришедшее в MacOS X из мира NextStep/OpenStep. Программы, написанные для Cocoa, несовместимы с предыдущими версиями маковских систем, зато имеют на порядок более высокое быстродействие, ведь большая часть «десятки» является cocoa-приложением, а потому не требует дополнительных преобразований данных при формировании системных вызовов. Вдобавок, писать для Cocoa значительно проще, чем под Carbon — кроме того, что при составлении программ применяется не громоздкий процедурный, а легкий в использовании объектно-ориентированный метод, базовым языком программирования для Cocoa является Objective-C. Это одна из реализаций традиционного С, которая по своей функциональности не уступает, а местами и обходит С++, к тому же гораздо легче в изучении.

Еще одна часть среды программного окружения —Java — предназначена для создания переносимых приложений, работающих как на Маках, так и на PC и на любых других Java-устройствах. Кроме того, на Java могут быть реализованы программы, запускаемые в среде Cocoa, — эти две составляющие имеют много общего, настолько много, что иногда, при рассмотрении внутреннего устройства ОС их объединяют в одно целое. Реализация языка Java в MacOS X имеет статус Pure Java (100% чистая Java), а это значит, что она с успехом прошла все тесты и соответствует установленным стандартам — гарантия полной совместимости создаваемых программ с устройствами, на которых они впоследствии будут выполняться.

Вместе с MacOS X бесплатно поставляются средства разработки. Они состоят из десятка вспомогательных утилит и двух основных программ: Interface Builder (название говорит само за себя, конструктор пользовательских интерфейсов), и Project Builder — интегрированной среды, в которой создается код, выполняется компиляция и отладка. В Project Builder программы пишутся на одном из нескольких языков — Objective-C, C++ или Java, причем программы составляются как для среды Cocoa, так и для Carbon. Кроме интегрированной оболочки средства разработки включают еще и комплект электронной документации, охватывающий практически все тонкости программирования под MacOS X — в распакованном виде файлы документации занимают на диске Рис. 1.приблизительно 600 Мб.

Завершающая часть операционной системы MacOS X, с которой рядовому пользователю приходится сталкиваться чаще всего — графический интерфейс Aqua. Как явствует из схемы (Рис. 1), интерфейс представляет собой отдельный модуль ОС и, по идее, может быть заменен на любой другой или модифицирован без основательной переработки всей системы — это, кстати, одно из преимуществ объектно-ориентированного подхода. И этим преимуществом компания Apple весьма активно и умело пользуется. При смене подверсии — переходе с MacOS X 10.1 на 10.2 — в систему был добавлен новый модуль визуализации Quatz Extreme, действующий на уровне графического интерфейса. Принцип его работы сводится к следующему: если Макинтош оснащен современной видеокартой с 16 Мб ОЗУ или более и мощным графическим процессором, то экранные преобразования проводятся в графическом чипе. Окна описываются как примитивы языка OpenGL, их содержимое представляется в виде тектстур, и все эти данные передаются в видеокарту. Затем аппаратный ускоритель обсчитывает эффекты — прозрачность, перемещения, изменение размеров и т.д., и выводит результат на экран. Таким образом центральный процессор компьютера освобождается от весьма емких расчетов. Очень простое, но в то же время логичное и очень эффективное решение — на современных Маках работать с системой удобно и приятно, обеспечивается моментальный отклик и плавность, я бы даже сказал, мягкость интерфейса. На старых моделях Маков, с видеокартами низкой производительности, визуально все выглядит так же, только немного медленнее, поскольку расчеты отнимают определенную долю процессорного времени.

На этом описание новой ОС следовало бы закончить, но рассказ будет неполным без упоминания о программах, идущих в комплекте с MacOS X. Основой является группа приложений, которую часто называют общим именем iApps — музыкальный проигрыватель iTunes, организатор коллекций цифровых фотографий iPhoto, редактор нелинейного видеомонтажа iMovie и инструмент для записи собственных DVD-дисков iDVD. Эти программы созданы под девизом «Все для удобства пользователя» — они очень просты в управлении, в них нет ничего лишнего, но в то же время они не ограничивают пользователя скудным набором функций. Возможностей в каждой заложено более чем достаточно.

О проигрывателе iTunes в МК материал уже публиковался («Под звуки iTunes», МК №7 (230)), так что повторяться не стану.

Программа iPhoto (Рис. 2) предназначена для импорта фотографий с цифровых камер. Операция пересылки фото осуществляется нажатием всего лишь одной кнопки, после чего в iPhoto создается новая папка с полученными изображениями. Более того, программа настраивается на такой режим, когда импорт фотографий происходит автоматически, после присоединения камеры к USB или FireWire-порту компьютера. Загруженные фото в дальнейшем могут быть отредактированы (доступны операции повернуть, откорректировать яркость/контраст, убрать эффект красных глаз), распечатаны в виде брошюры, скомпонованы в web-галерею или показаны как слайд-шоу под музыкальное сопровождение. Разумеется, все эти операции производятся очень просто, буквально в несколько щелчков мыши. Загружать новые изображения в iPhoto позволяется как с фотокамеры, так и с диска, путем перетягивания иконки файла, папки или целого диска на окно iPhoto. Вдобавок, в программе реализована очень удобная навигация по изображениям и встроена поддержка множества различных форматов. Одним словом, отличный просмотрщик. iPhoto придется по вкусу не только владельцам цифровых камер, но и всем тем, что часто сталкивается с графическими файлами в малых, Рис. 2. iPhotoсредних и больших количествах.

Редактор iMovie (Рис. 3) предлагает базовые функции по захвату, редактированию и экспорту видеоматериала. Основной способ ввода — с цифровых DV-видеокамер, оборудованных портом FireWire, но дополнительно поддерживается импорт статических изображений, аудиофрагментов и видеороликов, сохраненных опять же в формате DV (преобразование из обычного AVI или MOV в DV позволяет выполнить профессиональная версия QuickTime). Монтаж подготовленного материала производится с помощью стандартных средств — вырезки, вставки и копирования. Все отредактированные фрагменты помещаются на временной шкале — на ней располагается видеоряд и стереофоническая аудиодорожка. iMovie позволяет добавить в создаваемый фильм титры, а также видеоэффекты и переходы между кадрами, наподобие плавного преобразования одного изображения в другое или водной ряби. Всего в комплект включено около трех десятков разнообразных переходов, титров и видеоэффектов, но этот список легко пополняется путем подключения плагинов, доступных для загрузки с сайта Apple. Все видеоэффекты просчитываются в фоновом режиме, не прерывая работу пользователя, а предпросмотр готового фильма проводится с пониженным разрешением — для освобождения ресурсов под просчет эффектов. Правда, это нисколько не влияет на конечное качество видеороликов — при экспорте изображение записывается с максимально возможным или, по необходимости, определяемым вручную разрешением. Предусмотрено три типа сохранения смонтированного фильма — обратно в DV-камеру, для просмотра на телевизоре; в ролик QuickTime, для записи на CD или распространения в Рис. 3. iMovieИнтернете; или же в файлы внутреннего формата iDVD, для создания DVD-диска.

Наконец, программой iDVD те ролики, что экспортированы из iMovie, помещаются в привлекательную, профессионально оформленную оболочку — создается меню DVD-диска с переходами по ключевым кадрам. Далее iDVD проводит логическое тестирование композиционной заготовки, чтобы не допустить ошибок на этапе записи диска или при его использовании (проверяется очередность следования кадров и отдельных клипов, наличие требуемых файлов и т.д.), после чего подготовленные материалы переносятся на чистую матрицу. Устанавливается iDVD на компьютер только в том случае, если он оснащен записывающим DVD-приводом (в терминологии Apple —SuperDrive). Правда, поскольку в моем Маке нет даже устройства для чтения DVD-дисков, не говоря уже о SuperDrive, опробовать iDVD в работе мне пока не удалось.

Кроме всех вышеупомянутых программ, в поставку MacOS X включены браузер Microsoft Internet Explorer 5, вьювер документов PDF Adobe Acrobat Reader 5 и универсальный распаковщик Alladin StuffIt Expander, открывающий архивы всех популярных форматов, в том числе .zip- и .rar-. Еще в состав системы входят адресная книга, персональный календарь, почтовый клиент, умеющий отфильтровывать спам, экранные липучки Stickies, калькулятор, проигрыватель DVD-дисков. Есть также текстовый редактор, понимающий форматы .txt, .rtf и .html, программа сканирования и набор мелких утилит для калибровки монитора, взаимодействия с устройствами по Bluetooth, настройки сетевых соединений и выполнения других служебных операций.

В завершение обзора — немного «житейской прозы». Операционная система MacOS X существует в двух модификациях: в «дисковом», который поставляется со всеми новыми Маками, и в «коробочном», который свободно продается в магазинах за $129. «Десятка» гарантированно работает на всех настольных и портативных компьютерах Макинтош с процессором PowerPC G4 и G3, кроме первых моделей PowerBook G3. Но если постараться, то ставится и запускается на более старых машинах.

Быстродействие системы напрямую зависит от мощности процессора, объема установленной памяти и видеокарты. На моем далеко не современном Power Macintosh G3 266 DT с 192 Мб ОЗУ скорость работы вполне приемлема, даже если открыть два-три ресурсоемких приложения, таких как Photoshop или MS Word. При запуске большего количества программ наблюдается замедление работы, так как системе недостаточно памяти — минимально рекомендуемый объем для загрузки чистой MacOS X, без дополнительных программ, составляет 128 Мб. На новых Маках, где установлены процессоры с частотой от 800 МГц и хотя бы 256 Мб ОЗУ, работать намного (НАМНОГО!) комфортнее. Особенно если компьютер оборудован производительной видеокартой и задействуется технология Quartz Extreme.

Стабильность в целом заслуживает хорошей оценки, хотя отдельные программы иногда все же дают сбой. Но зависшие процессы легко выгружаются из памяти и никак не влияют на другие выполняемые задачи. А вот ядро системы — несокрушимо. За полгода эксплуатации вывести его из строя своими «неправильными» действиями пока не удалось.

И еще одна незначительная деталь: при установке ОС совсем не требует ввода серийных номеров. Удобство пользователя — превыше всего!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov