CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

…Ныне известный как Sonar

Виктор ВПУШКАР

(часть третья, в основном посвященная меню Options)

MIDI Devices. Выбор активных портов, работающих на запись и на воспроизведение. Сюда могут входить как виртуальные синтезаторы, так и порты для подключения внешних инструментов, и даже виртуальные MIDI-кабели вроде Huby Loopback Device. Совет: выберите только те, которыми реально станете пользоваться. Будет меньше путаницы. Для начинающих: конфигурация из одного входа и одного выхода на каждом девайсе — самая распространенная, однако не единственно возможная.

Instruments. Здесь редактируется, или чаще просто загружается Instrument Definition (определение инструмента) — названия патчей, названия инструментов в драм-китах (виртуальных ударных установках), номера MIDI-контроллеров, и прочая полезная информация, которую иначе приходилось бы хранить в отдельном текстовом файле и каждый раз, выбирая номер параметра, сверяться с мануалом инструмента. Файлы с расширением *.ins качаются с сайта производителя инструмента, либо с все того же http://www.cakewalk.com.

В идеальном случае у вас есть по одному MIDI-порту на каждый внешний девайс. На практике порт может быть всего один на два-три инструмента. (сконнектиться их может и больше, но в этом случае сигнал от секвенсора попадет на последний из них с заметной задержкой). Если набор инструментов постоянно один и тот же, вы можете постоянно назначать, к примеру, каналы 1-4 на самплер, 5-8 на синтезатор, а 9-12 на модуль General MIDI. Кстати, обычно на 10 канале прописываются ударные. Затем зафиксируйте эти изменения в Instruments.

Audio. Это один из самых важных пунктов меню, настройки которого определяют конфигурацию для работы с волновыми файлами, а также стабильность работы с ними. Здесь у нас целых пять закладок.

General (общие) — выбор Playback > Record Timing Master — волнового дивайса, с которым синхронизируются остальные. Очевидно, что при наличии нескольких карточек предпочтение отдается той, у которой самые точные внутренние часы. Если сомневаетесь, проведите эксперимент. Number of Aux Buses > Virtual Mains — количество выходов Aux и основных виртуальных выходов (обычно берется по количеству аппаратных стереопар). По умолчанию нам предлагается два «аукса», но для настоящие маньяки могут сделать себе и больше. Этой категории юзеров также будет полезно посетить расположенный ниже Уголок.

Audio Driver Bit Depth — зависит от карточки, File Bit Depth — еще и от желания пользователя. Т. е. 16 бит на 24-битной получить можно, а 24 на 16-битной — нет. Примерно та же история с частотой самплирования. Должна соответствовать карточке. Кстати, изменение частоты самплирования и разрядности в уже созданном файле иногда очень плохо сказывается на качестве — как и импорт файлов в секвенсор с частотой, отличающейся от принятой по умолчанию, или злоупотребление меняющими высоту звука примочками. Ну разве что как Lo-Fi эффект, который желательно пользовать аккуратно…

Advanced. Еще настройки. Включение Read > Write Cashing как правило, сильно тормозит запись и воспроизведение потоковых данных. Актуально только для очень старых машин. I\O Buffer Size — размер буфера ввода\вывода. Он настраивается Wave Profiler’омпри автоматическом тестировании карточки — если повезет, даже правильно. Если секвенсор работает нестабильно, попробуйте изменить его вручную; чаще помогает увеличение. Оптимальный размер зависит от конфигурации машины и подбирается опытным путем.

Share Drivers With Other Programmes — опция мультиклиентной работы (в переводе с технического на понятный — возможность параллельного использования двух и более программ).

Input Monitoring — «повторение» входного сигнала на выходе.

Drivers — выбор активных аудиовходов и выходов.

Уголок маньяка. Приготовимся к записи аудио.

В начале работы Sonar автоматически запускает утилиту Wave Profiler, которая определяет установки Audio по умолчанию. Но даже она иногда ошибается. Например, при установке размера буферов в Options > Audio > Driver Profiles. Их оптимальные размеры зависят от карточки, скорости работы жесткого диска и оперативной памяти. Увеличение DMA Buffer Size в пределах 512 кБ…1 Мб повышает стабильность работы на быстрой машине, а медленную — скорее «вешает». Обычно у производителей «железа» есть свои рекомендации по поводу настройки буферов для Sonar, бегающего с их карточкой. Зайдите на сайт и поинтересуйтесь…

WavePipe Acceleration — собственная разработка Twelve Tone Systems, обеспечивающая более быстрое взаимодействие софта и железа. С большинством современных карточек сказывается на работе положительно. Stream Data as — варианты записи 24-битных аудиоданных. При достаточно большом и быстром жестком диске выберите 32 bit, left-justified. C винтом поменьше, но при быстром процессоре попробуйте варианты 3- и 4-bit. Вы напрасно испугались: эти цифры относятся к формату хранения данных в директории Wavedata, при открытии файла они распаковываются в «родные» 24 бита. А с относительно слабым винтом и относительно медленным камнем пока что оставайтесь при своих шестнадцати.

Здесь снова вступает мощный хор юзеров. На этот раз с песней «Зроби мені Back Up». Когда в студии происходит живая многоканальная запись, свободное место на диске исчезает достаточно быстро. Считайте:

• одна минута CD-audio (16/44,1/стерео) занимает чуть больше 10 Mб, (для любителей точности — 10.34 метра);

• восьмиканальный звук с той же частотой самплирования и разрядностью — примерно 40 Мб;

• повышаем частоту самплирования до 96 кГц и разрядность до 32 бит — получаем 200 «метров» в минуту.

Теперь умножаем на длину композиции. Справляемся с легким шоком. Идем искать RAID-контроллер, дополнительный винт и подходящий сменный носитель. Например, записываемый DVD-ROM. На самом деле, во многих случаях можно обойтись и меньшими аппаратными средствами. Ведь мастер для вашей гениальной музыки все равно будет делаться в формате CD-audio :-).

Выход из Уголка Маньяка

Options > Project

Закладка Clock позволяет выбрать мастер-устройство, задающее сигнал синхронизации. Если Вы работаете только с MIDI, включая виртуальные инструменты, установите Internal — синхронизацию от «часов» материнской платы. В случае выбора Audio в синхронизации аудиодорожек задействованы «часы» звуковой карты, той самой, которую Вы ранее назначили «мастер-прибором». В результате аудиодорожки более точно синхронизруются между собой и с MIDI. Синхронизация с внешним MIDI-дивайсом, работающим как мастер, возможна, но лучше, чтобы мастером был сам Sonar (так точнее). Синхронизация по SMPTE\MTC может быть полезна для озвучки видео. Sonar самостоятельно умеет генерировать несколько разновидностей этого тайм-кода.

Metronome может работать в режиме записи и воспроизведения, акцентировать слабую и сильную долю, использовать разные ударные инструменты. Как правило, из набора General MIDI, либо, как вариант — от внешнего устройства. У меня метрономом обычно служит бочка заслуженной ритм-машинки.

Quantisation — временное разрешение секвенсора. Цифры в этой «форточке» означают, на какое количество микродолей делится каждая четверть. 48 — самое грубое. Уместно для некоторых барабанных партий. 960 — максимальное временное разрешение, с самой точной передачей фразировки и интонирования — в большинстве случаев за гранью порогов заметности. В два раза лучше, чем то же самое в Cakewalk 9.x.

Опция MIDI IN позволяет выбрать каналы, которые реагируют на команды MIDI, а также каналы, по которым входной управляющий сигнал передается на выход (MIDI echo back). Настройки MIDI OUT отвечают за генерирование синхросигнала на внешние устройства, включая MIDI Song Position Pointer — эта спецификация позволяет воспроизводить файл, начиная с произвольно выбранного фрагмента.

В Options > Global > General находятся общие настройки. Autosave лучше оставить выключенным. Show MIDI activity — включенным. Тогда на панели задач Windows появляется иконка в лучших традициях Cakewalk с двумя красными якобы светодиодами, один из которых загорается при получении MIDI-команд от внешнего устройства, другой — при отправке.

В Global > MIDI Вы можете установить типы записываемых в секвенсор MIDI-событий. Для сохранения максимальной выразительности партий активизируйте все параметры, включая Controllers и Key\Channel Aftertouch, если они поддерживаются клавиатурой и звуковым движком синтезатора (самплера). Channel Aftertouch — давление после касания для канала передает большинство приличных клавиатур, Key Aftertouch — передача давления для отдельно взятой клавиши — требует более сложной механики, а потому встречается реже.

Colours — разрисуйте софтину по своему вкусу. У вас вряд ли получится совсем радикальная переделка скина программы, да и зачем? Пока готовилась эта часть моих заметок, вы почти наверняка успели к ней привыкнуть :-).

Возможно, разработчики Sonar решили пройтись по следам Sonic Foundry Acid и переманить от них часть пользователей, когда встраивали в программу Loop Construction. Также может показаться, что они решили воспользоваться концепцией своих основных конкурентов из Steinberg, создавая протокол подключения виртуальных музыкальных инструментов DXi, имеющий много общего с VST. На самом деле, обе идеи слишком очевидны, и софтина, претендующая на универсальность, была просто обязана развиваться в этом направлении. Все равно у Twelve Tone Systems получилось по-своему. На сегодняшний день многие из виртуальных инструментов наряду с почти обязательными версиями VST имеют версии DXi. И тут… Снова вступает юзерский хор: «Ді-Екс-Ай, заспівай!» И происходят обещанные нами чудеса, включаемые прямо в окне Track View.

Прежде всего убедитесь, что в новом файле есть хотя бы по одному свободному аудио- и MIDI- треку. Аудиотрек нужен для выведения в звукового сигнала инструмента в физическую «дырку» на карточке, а MIDI — для передачи и прописывания в секвенсор управляющего сигнала. На панели управления аудиодорожки найдите «форточку» FX (ее лучше всего видно в соответствующей закладке), щелкните правой клавишей по стрелке, и вы увидите меню, в котором есть все установленные в машину DirectX-эффекты, а также разыскиваемые нами самплеры с синтезаторами. Вызовите интересующий вас инструмент, загрузите в него нужный тон-банк и настройте соответствующий ему MIDI-трек. Это делается совсем просто. Закладка I\O > Out — ваш виртуальный инструмент. Например, синтезатор Dream Station. В окне инструмента загрузите нужный тембр. Играйте и записывайте. Главное, чтобы хватило вычислительной мощности процессора…

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov