Надежной бытовой техники не существует доказано кувалдой.
Фантастику читают все доказано «Моим компьютером».
Читателей нашего еженедельника (как показало секретное тестирование), увлекающихся фантастической литературой, 110 %. Как это? А очень просто + 5 % не только читают, но и сами пишут фантастические произведения (чего там далеко ходить, сам Трурль извел пару отличных чистых мегабайтов на ужасающие творения. Из жизни роботов, естественно). А еще + 5 % читают ее не только днем, но и ночью, под одеялом, прячась от родителей, не будучи в силах оторваться от сюжета (чего там далеко… сам Трурль, подсвечивая себе носовой лампочкой, зачарованно листал в свое время десятую книгу Жел… Зел… Зил… в общем, «Хроник Амбера»).
В 27-м номере МК за 2002 год был напечатан обзор сайтов по фантастической тематике. По ходу дела автором излагались собственные мысли и точки зрения на особенности устройства фантастической литературы. Вот этих личностных, отдельно взятых тезисов не могло вынести просвещенное читательское сообщество. Потому как сколько читателей, столько и «единственно верных» точек зрения на тему.
Вообще, в той области, где специалистов намного больше, чем объектов изучения, очень рискованно что-либо публично декларировать. Попробуй я заявить, что ранний О.Дивов круче раннего Р.Шекли или что ни одного нормального перевода Д.Адамса никто из вас не видел, как тут же... Ой! Ой! Не надо! Я больше не буду!..
Наш автор Д.Свирепчук рискнул. Он выполнил свой обзор (http://www.mycomp.com.ua/article.php?id=2999) в отвлекающей декоративной манере и, усыпив бдительность редакции легкой формой подачи информации, заявил о некоторых своих видах на современный литературный процесс. В ответ на это пошел поток критических, литературоведческих комментариев. С одним из них мы сегодня познакомимся. Бесспорен ли он? Нет, конечно. Во-первых, он излишне категоричен (как и критикуемое произведение). Во-вторых, очень эмоционален. Публикуемый критический обзор сокращался до тех пор, пока стопка листов его распечатки не перестала сыпать искрами и самопроизвольно подпрыгивать на столе.
После ознакомления с критической точкой зрения на происходящее, и вы, уважаемые читатели, можете высказаться. Адрес вам известен: reader@mycomp.com.ua.
Это я к тому, что как вы сами понимаете, без вашего мнения нам в ситуации никак не разобраться.
Трурлю. 8 июля 2002 года
А Гарри Поттера «Властелин колец» у Вас есть?
«Петровочный» фольклор 2002 года
В «Моем компьютере» была опубликована статья Дмитрия Свирепчука «Фантастический Инет», посвященная обзору сайтов по science fiction и фэнтези. Должен заметить, что текст статьи изобилует грубыми ошибками как смыслового плана, так и ономастического. Впрочем, печалит совсем не это: компетентный, в общем-то, автор взялся абсолютно не за свою тему и, как следствие, потерпел головокружительное фиаско.
В аннотации к статье сказано: «А что же сейчас в основном читают? Да то, что продают подешевле… То есть сейчас популярнее всего беллетристика и фантастика». Фантастика вполне может быть беллетристикой (т. е. художественной литературой <широкий смысл> или литературой для широкого круга читателей <узкий смысл>), а может и не быть. Например, Сергей Лукьяненко, Клиффорд Саймак и Рэй Брэдбери безусловно беллетристичны, а Константин Циолковский, Герман Гессе и Александр Кабаков, пожалуй, нет. Бывает и так, что произведения одного Автора сочетают в себе черты беллетристики и не: братья Стругацкие и Станислав Лем, Курт Воннегут и Джонатан Свифт.
Пойдем далее.
Автор пишет: «Фантастика в свою очередь делится на фэнтези (это там, где о магии, эльфах и холодном оружии) и научную фантастику (это там, где о космических полетах, плазмоганах и машинах времени)».
Эта дифференциация устарела лет на пятьдесят. Спор о «физиках» и «лириках» себя исчерпал. Фэнтези это, между прочим, и «Понедельник начинается в субботу», где действо происходит в НИИ. А научная фантастика это «Такан для детей Земли» Булычева, где главный герой конек-горбунок, на языке родной планеты называемый «таканом». А вот «Град обрeченный» Вы никуда не отнесете ни к фэнтези, ни к science fiction, равно как и «Мальвиль» Мерля или «Электрическое тело пою!» Брэдбери. А «Кибериада»?
Д.Свирепчук явно зациклен на LOTR (аббревиатура, обозначающая произведение «Властелин колец», Lord Of The Rings), но ведь в кинопрокате масса других глупейших и не очень кинолент: от «Матрицы» до «Машины времени». А вот «Соляриса» Тарковского, увы, нет.
Много внимания уделено уважаемым Автором декалогии Роджера Зелазни (а не Желязны Roger Zelazny) «Хроники Амбера». Но ведь у Желязны очень много более весомых творений («Знаки дороги», «Создания света, создания тьмы», «Роза для Экклезиаста» etc.). Еще в далеком 1965 г. мэтр был удостоен высокой «Небьюлы» за The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth («Двери лица его, пламенники пасти его»).
Стихотворения и юмор о Янтарном королевстве ничем не лучше подобных вещей из творений поклонников Стругацких, Толкиена (правильнее Толкин) или Алексея Толстого.
Картинная галерея некоей Светы с сайта «Фантастика и фэнтези» абсолютно ни о чем не говорит непосвященному в дебри этого сайта.
Фрэнк Герберт, Роберт Хайнлайн, Эдмондан Гамильтон и Гарри Гаррисон. Странное сочетание. Кафкианское какое-то. Герберт известен более всего как автор «Дюны». Хайнлайн написал библию американских хиппи 60-х «Чужой в чужой земле». Эдмонд Гамильтон (не Эдмондан) создавал космические оперы и легкие вещи («Звездные короли», «Возвращение к звездам», «Город на краю Земли»). Гарри Гаррисон талантливый американский прозаик, см. например, циклы «Неукротимая планета», «Стальная крыса» или повесть «Фантастическая сага».
О Сергее Сакине из «Последнего героя» мне неизвестно, увы, ничего. Это автор? Персонаж? Отдаленная реминисценция? «Никто не объемлет необъятного». Вещь Фарита Ахмеджанова, согласно мнению профессиональных филологов, очень даже удалась и принадлежит к числу лучших пародий на мир, созданный воображением профессора. Но вот отчего ни слова нет о других работах Толкиена: рассказах, эссе, дневниках, набросках? Как будто LOTR лучшее и единственное, что создал мастер фэнтези.
Игры толкиенистов сейчас явление закрытое, гостей туда приглашают с большим скрипом, поэтому информация о них действительно несколько излишня.
Странно, что именно Маг на протяжении диалога ведет разговор, играет роль лидера, толкуя незадачливому Человеку об амберитах и толкиенистах. Но почему не упомянуты, например, людены; люди, изучающие творчество Владислава Крапивина; или поклонники Кира Булычева?
В статье упоминалось оружие. Танки и ядерные бомбы достаточно вразумительно, потому что антиутопий и дистопий на тему post bombum написано очень много. Плазмоганы очень частное, годится лишь как пример. Существуют ведь не только бластеры, но и скорчеры (бр. Стругацкие), теслеры (И.Серебряков), хроноклазменные излучатели (Резник), телепатические лабиринты (Филип Дик) etc. И вот интересно, почему по сути все представленные материалы основаны только на литературе дальнего зарубежья? Ни одного отечественного автора в рамках xUSSR. Да, а об ионных винтовках я как-то и не слышал. Но вполне возможна и такая катахреза.
Ну, а «Марсианские хроники», как и положено интеллектуальной элите с аберрациями активного словарного запаса, читает главврач.
А propos, мне не нравится, когда фэнов считают сумасшедшими…