CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Алло, web-студия?

Никита СЕНЧЕНКО guru@bi.com.ua

Начиная этот рассказ, сразу хочу предупредить уважаемого читателя, что я сознательно отойду от обсуждения технических аспектов работы студии web-дизайна. О том, КАК делать сайты и ЧТО такое правильный дизайн, не будет сказано ни слова. Хочется просто рассказать вам, как выглядит отечественная web-студия изнутри. Чем она живет сегодня и что ее ждет завтра.

Некоторые имена в статье изменены. Кроме того, вы не найдете ссылки на сайт нашей студии, равно как и ссылок на ее работы: не хочется, чтобы сей опус посчитали за рекламу, а автора заподозрили в корыстных намерениях. Тем более, что цель статьи совсем иная…

— Алло, web-студия? — в трубке раздался неприятный голос. Где-то я уже его слышал, и это меня насторожило.

— Да, я Вас слушаю, — ответил я.

— Здравствуйте! Это Изольда Леонидовна. Вы мне сайт делали. Помните? О каминах…

Тут я неожиданно вспомнил, где мог слышать этот голос. Мне тут же захотелось повесить трубку, но, удержавшись, я вежливо продолжил:

— Да, я помню, конечно.

— А Игоря нет?

— Нету Борисыча. Но можете поговорить со мной.

— Ладно. Вы знаете, я передумала. Там все должно быть не так. У меня появились новые идеи. Вы сможете еще разочек переделать?

Едва сдерживая нахлынувшую злость, отвечаю:

— Да, конечно, сможем.

— Хорошо, спасибо! — голос в трубке повеселел. — Я приеду вечером и расскажу о новой концепции. Вы же будете работать вечером?

— А куда мы денемся? — пробормотал я и положил трубку на рычаг. Положил по-английски, не попрощавшись.

Все, настроение испорчено. Окончательно, бесповоротно. И чего я сегодня вообще сюда приперся…

Изольда Леонидовна Духнянская — директор небольшой харьковской фирмы. Строит эта фирма камины, мраморную плитку кладет.

Месяца три назад Изольда пришла к нам и сказала: «Ребята, я видела ваши работы. Мне нравится. Я в Интернете ни черта не понимаю, поэтому сделайте мне такой сайт, какой считаете нужным».

Вполне нормальное явление, должен я вам сказать. Клиенты приходят и говорят: «Я ничего в сайтах не понимаю, но мне нужен сайт». Так происходит в восьми случаях из десяти.

Духнянская не располагала большой суммой (не выгодно, видно, нынче камины строить :-)), но мы от ее проекта не отказались, потому что все равно в тот момент сидели без работы.

Как обычно, взяли задаток. Разработали несколько эскизов и флеш-ролик для intro. Показали — понравилось.

Но когда сайт был готов и пришло время платить по счетам, наша заказчица вдруг заявила, что передумала. Она сказала: «Я поняла, что мне нужно». И описала нам, каким она хочет видеть свой сайт. Пришлось все переделывать, начинать практически с нуля. Потеряли еще две недели.

Но деньги Изольда так и не отдала, кормя обещаниями, что «завтра подвезет». И вот теперь она звонит и заявляет, что в очередной раз ее посетила ее мраморно-каминная муза, и что надо бы все переделывать заново. Веселого мало, не правда ли?

Вообще, мы за свою практику не раз убеждались: нельзя идти на поводу у заказчика. Нужно сразу давать понять: мы — студия, мы — профессионалы, а потому мы знаем лучше его, заказчика, как делать хорошие сайты. По этому поводу очень точно написано в FAQ у известного ныне Panic Design. А значится там буквально следующее:

«Вопрос: А нельзя ли вот тут буквочки увеличить, тут уменьшить, а кружочек покрасить в красненький, чтоб было повеселее?

Ответ: Нет.»

Коротко и ясно. Эх, если бы мы только могли говорить точно так же своим заказчикам всякий раз, когда они пытаются сломать наш креатив. Но как-то не получается перебирать харчами: приходит клиент, предлагает пару сотен долларов (за сайт, который стоит тысячу), и ты понимаешь, что ни в чем не можешь ему отказать — ты зависишь от него. Зависишь материально, а это самое страшное.

В крупных и известных студиях, конечно, все не так. Если клиент начинает гнуть свою линию («а вот тут шрифт побольше, а вот тут желтеньким выделить») — ему сразу показывают на дверь. Они могут позволить себе отказать заказчику. Мы — зачастую не можем.

Мелкие студии типа нашей (а таких 99%) всегда обеими руками хватаются за любой заказ, становясь заложниками своего бедственного положения…

За такими грустными мыслями я просидел минут пять. От них меня пробудил громкий возглас: «Вот блин!».

За соседним компьютером Миша снова играет на Шанс.Ру. Как обычно, проигрывает.

Миша — наш дизайнер и художник… Тут наверняка профессионалы web-мастеринга в один голос воскликнут: дизайнер и художник должны быть разными людьми. Да, знаю. Но что поделать, если Миша — хороший художник и хороший дизайнер одновременно.

Сегодня многие берутся за учебники по Flash и Photoshop. Это модно. К этому стремятся. Но мало кто понимает при этом, что невозможно стать хорошим web-художником, если освоить пару-тройку программ и прочитать пару-тройку книг. Здесь нужен талант. Талант от Бога!

Лично я всегда считал, что хороший web-художник должен, прежде всего, быть просто художником. Если человек не может нарисовать красиво на бумаге, то он и подавно не сможет сделать это на компьютере.

Мишка к таким не относится. Несколько лет назад он закончил художественно-промышленную академию (так, кажется, она теперь называется). Тогда никто из его однокашников и не задумывался о компьютерном дизайне, все рисовали только на холсте. Мишка же вовремя увидел в компьютере новые просторы для творчества и стал его осваивать. В результате, теперь он одинаково хорошо владеет и карандашом, и мышью. Настоящая находка для любой студии!

В крупных конторах функции художника и дизайнера обычно выполняют разные люди. Дизайнер, в отличие от художника, использует в своей работе, а нередко и кладет в ее основу не им созданные художественные ценности. Профессиональные дизайнеры используют покупные шрифты и фотографии, заказную графику. Дизайнер, как и художник, должен владеть передовыми графическими пакетами для обработки и создания растровой и векторной графики —CorelDRAW, Adobe Photoshop (см. статью Петра СЕМИЛЕТОВА «PhotoShop — на все руки мастер», МК № 52 (223)), Illustrator (см. статью Константина НОСОВА «Положительный вектор Adobe», МК № 42 (213)). Нередко необходимо также знание специализированых программ для рендеринга трехмерных объектов. Впрочем, этим часто занимается отдельный человек — «тридэшник».

Дело обстоит совсем иначе, когда мы говорим о художнике. Умение рисовать — талант, отличный от таланта дизайнера, гораздо в большей степени врожденный и слабо поддающийся развитию. Потребность в услугах художника возникает постоянно. При разработке любого сайта нужно рисовать «индивидуальную графику» — элементы, «заточенные» специально под дизайн создаваемого ресурса. Я уже не говорю о разработке логотипов.

Но я отвлекся…

— Опять эта стерва звонила, — бросаю я взгляд на Мишку.

— Изольда? — Мишин голос в момент утрачивает природный оптимизм.

— Ага.

— Че, деньги, наконец, решила отдать?

Я пересказываю Мише телефонный разговор. Выслушав меня, он глубоко вздыхает и встает со стула. «Ладно, пусть Игорь сам с ней разбирается» — бросает он. И идет на крыльцо. Видимо, на перекур.

Игорь (он же Борисыч, он же Игорь Борисович) — директор студии. Его, как назло, нет на месте. Сегодня с самого утра он куда-то пропал.

Несмотря на свою руководящую должность, Борисыч выполняет в студии огромный объем работ: ищет заказчиков, ведет с ними переговоры, координирует наши действия при выполнении заказов.

В свои 33 года Борисыч давно уже болен Интернетом. Он приходит на работу раньше всех и уходит самым последним — часто уже бывает за полночь. Все это время он проводит в Сети. И потому знает о ней практически все. Зачем читать новости на CNews? Пойдите к Борисычу — он вам все расскажет.

Вообще, от руководителя в студии зависит многое. Он лицо компании. Он должен, как минимум, иметь четкое представление об аспектах работы каждого сотрудника. Руководитель отвечает за планирование, организацию работ над очередным проектом и за контроль над ходом их выполнения. Креативное мышление, общительность, коммуникабельность, четкая координация усилий — признаки грамотного руководителя и успеха всей студии в целом. Кроме того, на руководителе лежит бремя общения с клиентами. Общения корректного, вежливого, внимательного, направленного на демонстрацию профессионализма студии, выяснение потребностей и предпочтений клиента, убедительную презентацию готового проекта.

Я тоже вышел на крыльцо. Мишка стоял рядом. Он явно не был расположен к разговору. Я закурил и снова задумался.

Студии web-дизайна в моем родном городе, да и, наверно, во всей Украине переживают сегодня не самые лучшие времена. Web-дизайн, к сожалению, был и остается пока делом невыгодным. Аренда офиса, организация хорошего интернет-канала, оплата огромных счетов за доступ в Сеть, обслуживание и постоянный апгрейд техники — вот далеко не полный список расходов, с которыми придется столкнуться, если вас, не дай Бог, посетит бредовая мысль организовать собственную студию. Я уже не говорю о том, что начальные вложения грозят вылиться в сумму с четырьмя нулями: для студии из пяти человек нужны 5 современных компьютеров, лазерный принтер, современный сканер, цифровой фотоаппарат, офисная мебель, наконец.

Заказчиков же найти очень сложно. А тем более, хороших, богатых заказчиков. Удивительно, но это факт — в эру «интернетизации всего и вся» каждый клиент остается на вес золота.

Одна из причин сложившейся ситуации, видимо, кроется в том, что руководящий состав зачастую не осознает необходимость вообще делать какое-то представительство в Сети.

Приведу один пример, чтобы развеять по этому поводу всякие сомнения уважаемого читателя.

Совсем недавно Борисыч был на приеме у директора городского ликероводочного завода. Чувствуете уровень, да? Такой компании просто доктор прописал иметь свой сайт.

Игорь притащил на встречу ноутбук с модемом. Он показал директору сайты других конкурирующих заводов, web-ресурсы торговых марок «Олимп», «Немиров», «СВ» и весьма прозрачно намекнул, что и нашей родной харьковской «ликерке» пора бы уже обзавестись собственным сайтом, который будет рекламировать ее продукцию 24 часа в сутки и 365 дней в году. Директор все внимательно выслушал и сказал примерно следующее: «А зачем все это надо? Зачем мне Ваши сайты, товарищ? Я один номер на телефоне набрал — мне цистерну спирта привезли, я другой номер набрал — приехала фура и увезла водку со склада. Что мне с Вашего сайта? Мне и без него хорошо работается». Что ж, может быть, этот директор-невежда по-своему прав…

Другая причина кроется во врожденной скупости нашего брата. Руководитель фирмы не обратится в профессиональную студию, у которой сайт ему обойдется в полтысячи условных единиц. Он лучше заставит выучить HTML своего IT-менеджера (если такой имеется) или сисадмина. Или же пойдет другим путем: найдет в газете объявление о том, что некий web-дизайнер Вася Пупкин недорого делает сайты.

Вот такие вот Пупкины, кстати, и не дают жизни студиям. Выучил Вася HTML, разобрался в Photoshop, накалякал что-нибудь во Flash — все! Очередной web-дизайнер готов. Васи Пупкины берут за сайты баксов по 50. Видимо, рука у Пупкиных не поднимается брать больше. Или совесть не позволяет… Заказчики, зачастую мало смыслящие в web-дизайне, охотно идут к Пупкину, потому что у него на порядок дешевле. Заказчик считает, что Вася сможет сделать ему сайт не хуже профессионалов из студии. Но он, конечно, ошибается.

А что в результате? Еще совсем недавно в родном Харькове было более 30 студий. Сейчас осталось не больше десятка. Остальные распались, самоликвидировались. Мы, к счастью, пока не в их числе. И это немного радует.

Докурили молча. Миша был невесел. Наверно, изрядно потратился на «Шансе». Я не стал его расспрашивать — каждый сходит с ума по-своему, разве не так?

Возвращаемся на места. Продолжаем работу.

Сейчас мы трудимся над заказом для одной американки.

Точнее, это она теперь американка, а раньше была нашей соотечественницей. Потом познакомилась через брачное агентство с каким-то янки, уехала в США и вышла там за него замуж. Теперь вот решила сама стать хозяйкой брачного агентства. Наткнулась в Сети на нас, написала и предложила разработать для ее будущего агентства сайт. Мы, недолго думая, согласились.

Наташа оказалась заказчицей привередливой. Вчера отклонила уже восьмой или девятый наш эскиз. То одно ей не нравится, то другое. С программной частью тоже загвоздки. Наташа не то что в программировании ничего не понимает, она даже не представляет как должно работать ее брачное агентство, как оно должно выглядеть «изнутри». Приходится постоянно задавать наводящие вопросы, додумывать все за нее, принимать решения самостоятельно.

Ситуация осложняется тем, что переговоры проходят в ICQ. Очень неудобно…

Общается с Наташей Борисыч. К счастью для нас, это его работа. Наташа Борисычу уже порядком надоела. Шутка ли — тратить на ICQ по три-четыре часа в день.

Это первый случай в нашей практике, когда спустя месяц после начала работ мы не имеем даже чернового, но полностью рабочего варианта. Был момент, когда Борисыч хотел отказаться от заказа и послать его вместе с привередливой заказчицей куда подальше. Но тут Наташа решила поделиться с нами своими фотографиями. Игорь посмотрел присланные фото и сказал: «Красивая девушка, ничего не скажешь. Не могу такой отказать». И работа над проектом продолжилась.

Как это в той песне поется? «В раба мужчину превращает красота»… Так, вроде? Правило это, видимо, распространяется даже на web-дизайн :-).

А вообще, чего это я жалуюсь? Жаловаться-то мне особо не на что. Одно то, что студия пока держится на плаву, не может не радовать.

Честно говоря, нам сильно повезло. Уже два года мы за смехотворную плату арендуем вполне приличное помещение. Не центр города, конечно, но и не окраина. Правда, только одна комната, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Тем более, что места для пяти сотрудников вполне хватает.

Офис наш обставлен небогато, но аккуратно: пять столов, диван и шкаф. Да еще и кресло в углу.

У окна — стол Борисыча. Далее вдоль стены — столы системного администратора Антона и программиста Олега. Напротив — еще два стола, мой и Мишкин.

Что касается отсутствующего сейчас Олега, то в его обязанности входит разработка программной части проектов. Он один из лучших специалистов по web-программингу в городе. Не было на моей памяти еще ни одной задачи, которая оказалась бы ему не по зубам.

Вообще, наличие талантливых программистов — важный фактор успеха для студии. Нельзя определить, что важнее: дизайн или программинг, так как эти два направления призваны дополнять друг друга.

Что касается меня, то в мои обязанности входит HTML-верстка, порезка эскизов, разметка, CSS, JavaScript (см. статью «Устрой себе легкую жизнь», МК № 31-32, 34-35, 47, 49-52, 10, 12-13 (150-151, 153-154, 166, 168-171, 181, 183-184)). Частенько на объемных проектах помогаю Олегу с PHP (см. начатый нами цикл статей «Сервер племени апачей», МК № 38-40, 42, 44, 46, 50 (209-211, 213, 215, 217, 221)). Получается, как в известном мультфильме: «А я еще и на гармошке могу» :-). А вообще, «по науке», моя должность звучит как «кодер-верстальщик».

В крупных студиях существует, кроме всего прочего, еще несколько штатных должностей. Например, копирайтер, контент-менеджер, корректор, специалист по юзабилити. Нам такие должности не нужны. Если потребность в них возникает, то под эти задачи переквалифицируется кто-нибудь из нас. Ребята говорят, что из меня получается сносный копирайтер. А Миша с его дизайнерским талантом вполне сходит за специалиста по юзабилити.

Однако главная причина того, что наша студия, в отличие десятков других, до сих пор не распалась и продолжает растить свой портфолио, заключается, видимо, в организации ее работы. Все сотрудники, кроме Борисыча, работают на свободных основаниях. На Западе мы назывались бы модным словечком «фрилансеры».

Общий принцип такой: когда заказов нет, мы занимаемся каждый своими делами. Кто-то учится в институтах, кто-то вкалывает по основному месту работы. Когда же появляется заказ — мы все собираемся в студии, продумываем структуру будущего сайта, концепцию, стиль, дизайн, навигацию, и каждый, получив свое задание, приступает к его выполнению. Кто-то предпочитает творить дома, кто-то приходит работать над проектами в студию.

Как бы то ни было, такая свободная организация сыграла свою важную роль. Борисычу нет надобности платить сотрудникам фиксированную ставку: выполнил заказ — получи вознаграждение. Нет заказов — нет и зарплаты.

Оторвавшись на секунду от своих мыслей, бросаю взгляд на Мишку. Он ваяет какие-то баннеры в Photoshop. Это явный «левак»: баннеры нам в последнее время никто не заказывал. Однако заниматься «леваком» у нас не запрещено. Лишь бы только это не мешало работе.

Снова погружаюсь в себя. Обвожу взглядом нашу комнатушку. Старый шкаф доверху забит всяким хламом: покрытыми слоем пыли сетевухами, коробками из-под аппаратуры, дисками.

Диван и кресло недавно отреставрировали. Теперь они выглядят очень даже неплохо.

На мишкином столе несколько грязных кружек. Рядом рассыпан кофе и сахар. Кипятильник небрежно выдернут из розетки и брошен тут же на столе. Но Миша, кажется, этого беспорядка совсем не замечает. Он погружен в работу.

В углу сервер тихо гудит кулером. Там хостятся сайты многих наших заказчиков. Мы предоставляем им не бесплатный, но и не очень дорогой хостинг. Тем не менее, большинство клиентов за него уже давно не платит. Однако закрыть для них хостинг не поднимается рука. Это означало бы заживо похоронить свой портфолио — самую большую ценность, которая только может быть у студии. Поэтому сайты по-прежнему работают, а мы вынуждены оплачивать весь клиентский трафик из собственного кармана.

А работаем мы без выходных. Зачем они нам? Когда работа нравится, то об отдыхе как-то непроизвольно забываешь. Но сейчас уже пора идти домой, сегодня ведь праздник, как никак — Рождество. Сегодня не грех и отдохнуть…

Зову Мишу с собой. Он отказывается. Хочет, видимо, поскорее покончить со своими баннерами. Ну и ладно. Не буду ему мешать.

Равно как и не буду более надоедать тебе, уважаемый читатель, своим грустным рассказом о суровых буднях нашей web-студии. Иди, читатель, отдохни и ты.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov