CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Вписка без прописки. Часть1

Никита СЕНЧЕНКО nikita@lintec.net.ua

Набирая www-адрес в своем браузере, задумывались ли вы над тем, какую ценность этот адрес представляет? Нет, я здесь имею ввиду не моральное удовлетворение автора ресурса от того, что вы его посетили, — с этим-то все понятно, — нет, вполне конкретную денежную стоимость web-адреса? Не задумывались? Тогда эта статья — для вас.

Кто-то, видимо, уже догадался, что речь пойдет о киберсквоттинге (англ. cybersquatting) — захвате доменных имен с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования. Возможно, для тех из вас, кто пользуется Интернетом не так давно, эта фраза будет малопонятна. Что ж, все когда-то начинали... Таким читателям предлагаю пройти короткий ликбез, более опытные же товарищи могут смело пропустить несколько ближайших абзацев.

Доменное имя (или просто домен) — это, упрощенно говоря, адрес в Интернете, который вы набираете в браузере. Оно служит для однозначной идентификации сайта. Доменное имя может содержать буквы латинского алфавита (а с недавних пор — и национальных алфавитов), а также цифры и знак дефиса (-). В качестве доменного имени обычно выступают названия фирм и организаций, аббревиатуры, имена и фамилии людей или просто общеупотребительные слова. Например, mycomp.com.ua — доменное имя любимого журнала.

Доменные имена имеют иерархическую структуру. Ее основа — это то, что мы видим в конце адреса после последней точки (.ua, .com, .net и т.д.). Это называется доменом первого уровня. Зарегистрировать такой нельзя. Его выделяют один на все государство или тип социальных практик. Занимается таким распределением организация со сложным названием ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, http://www.icann.org). Именно она определила в свое время, что домен .ua должен принадлежать Украине, .ru — России, .by — Белоруссии и т.д. Это национальные домены. Они состоят из двух букв. Есть и международные домены, которые не привязаны к конкретной стране, —.com, .net, .org, .name и проч., которые определяют, связан ли сайт с коммерческой, общественной, образовательной и т.п. практикой. Они состоят из трех и более букв.

Домены первого уровня также называются доменными зонами.

Имя вида site.ua или site.com — это уже домен второго уровня. Процедуру и стоимость регистрации для каждой конкретной зоны определяют организации, которые за это отвечают. В каждом государстве есть своя такая организация. В Украине это ООО Хостмастер (http://hostmaster.net.ua), в России —Российский НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС, http://www.ripn.net) и его дочернее предприятие АНО Региональный Сетевой Информационный Центр (РСИЦ или RU-CENTER, http://www.nic.ru).

В каждой стране свои условия регистрации доменных имен. Где-то нельзя регистрировать домены второго уровня, а только третьего (например, site.co.uk в Великобритании или site.com.au в Австралии). Где-то регистрировать имена в национальной зоне разрешено только резидентам государства, где-то доменное имя можно утвердить только при наличии соответствующего товарного знака (торговой марки). Последнее ограничение, кстати, и является основным оружием в борьбе против киберсквоттинга.

Красивое и звучное доменное имя всегда представляло ценность. Согласитесь, куда легче запомнить короткое firma.ua, чем eto-moja-firma.ua. Солидные и крупные организации, а также обеспеченные люди, не успевшие вовремя зарегистрировать «свои» домены, готовы выкупать их за определенные суммы. На этом и строят свой бизнес киберсквоттеры. Впрочем, разговор о них мы ненадолго отложим. Посмотрим пока, как делается доменный бизнес в масштабах целых стран, ведь кое-где это поставлено на широкую ногу.

Доменный бизнес

Бизнес, основанный на коммерческом использовании доменов, стал целой отраслью в новейшей истории информационных технологий. Все мы знаем о том, что это хлеб компаний, непосредственно занимающихся регистрацией доменных имен, однако это все же мелочи по сравнению с тем, какие деньги могут приносить домены, если грамотно организовать их использование и сделать это бизнесом национального масштаба.

Примером всему миру стало маленькое островное государство Тувалу в Океании. В выделенном ему домене .tv местное правительство метко усмотрело огромную выгоду и в 2000 году заключило сделку с американской компанией Idealab, согласно которой последняя получила эксклюзивные права на администрирование домена .tv на 10 лет. Взамен Тувалу получат в течение этого срока порядка 50 млн. долларов, что для крошечного и слаборазвитого государства с населением всего 10 тыс. человек (меньше — только в Ватикане) — ой как много. Зона .tv пользуется ныне большой популярностью у телевизионных компаний — в ней зарегистрировано уже более 170 тыс. доменов. Заработок на национальном домене формирует в Тувалу половину всего ВВП.

Аналогичным образом делают деньги и в Микронезии (национальный домен .fm). Тамошний координатор абсолютно правильно взял курс на раскрутку домена как оптимального варианта для сайтов радиовещательных компаний и радиопередач. Таким же образом зарабатывают Джибути (.dj) и Тонго (.to). Всем этим небольшим государствам очень повезло — и, надо отдать им должное, они смогли извлечь из этого выгоду. Впрочем, зарабатывать на национальных доменах мало-помалу научились и в странах бывшего СССР. Так, Молдова успешно продает свой домен .md, который позиционируется в качестве решения для сайтов медицинских учреждений. В Туркменистане недавно открыта свободная регистрация в национальной зоне .tm ($1000 за 10 лет). Туркменские власти справедливо рассчитывают привлечь к своему домену компаний-обладателей торговых марок со всего мира. Видимо, им это удастся, поскольку туркменский .tm созвучен общепринятому во всем мире обозначению торговой марки («trade mark»).

Необычное событие произошло совсем недавно с национальным доменом Лаоса .la. Местное правительство посчитало, что развитие Интернета в стране пока не требует наличия собственной доменной зоны, и права на .la были проданы властям Лос-Анджелеса, который, таким образом, стал первым городом со своим доменом первого уровня.

А вот домен Ирака .iq стал в последний год яблоком раздора. Из-за своей схожести с общепринятым обозначением коэффициента интеллекта (IQ), он ныне является лакомым кусочком для британских и американских интернет-компаний.

А помнишь, как все начиналось?

Киберсквоттинг (другое название — «хапперство») существует, по всей видимости, ровно столько, сколько существует сам Интернет. Да это и не удивительно. С того момента, как адресное пространство в Глобальной Сети окончательно сформировалось, домены стали товаром. Сквоттер, не делая почти ничего, мог зарабатывать баснословные деньги лишь оттого, что оказывался расторопней других.

Устоявшаяся классификация хапперства предполагает, что особую ценность могут представлять доменные имена следующих категорий:

домены, содержащие общеупотребительные и очень распространенные слова, которые обозначают определенные понятия и виды деятельности (пример: money, business, policy и т.д.);

домены, явно или почти явно совпадающие с зарегистрированными торговыми марками или названиями известных компаний;

домены, совпадающие с именами и фамилиями знаменитых людей и выдающихся личностей прошлого и современности;

домены, имеющие в своем составе географические названия: страны, города, районы и т.д.

Все началось в середине 90-х годов прошлого века. Непродуманная политика доменных регистраторов вызвала громадную волну киберсковттинга. Дело в том, что долгое время домены в международных зонах можно было, не оплачивая, резервировать за собой на определенный срок. Когда этот срок заканчивался, киберсквоттер тут же производил повторное резервирование. Причем в это время никто другой, даже при согласии оплатить домен, не мог перехватить его. В 1994 году такая политика была отменена и введена предоплата за регистрируемые домены. Однако было уже поздно: множество «вкусных» имен оказалось в руках хапперов. Это были в основном домены, относящиеся к первой категории, то есть содержащие общие слова и понятия. Такие домены не могли быть отобраны у киберсквоттера в судебном порядке, да и подобной судебной практики не существовало на тот момент вовсе.

Результатом стало несколько громких и скандальных сделок. Заинтересованные компании, не имея какой-либо возможности заполучить адреса законным путем, были вынуждены выкупать их у киберсквоттеров. Так, http://cinema.comбыл куплен за 700 тыс. долларов, http://drugs.com — за 823 тыс. долларов, http://wallstreet.com — за 1 млн., http://wines.com — за 3 млн. Но абсолютным рекордсменом стал http://business.com, выкупленный в 1999 году компанией Ecompanies за 7.5 млн. долларов.

В каждом из этих случаев решалась судьба домена, обозначавшего некоторое общее слово. Ничьи законные интересы затронуты не были. Домены попросту достались тем, кто мог выложить за них больше остальных. Подавляющее большинство же судебных разбирательств связано с доменными именами второй, третьей и четвертой категорий — в нашей условной классификации.

На сегодня, пожалуй, все. В следующий раз мы продолжим нашу летопись. Пока!

(Продолжение следует)

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov