CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Играющий пингвин 2

(c)Петр 'Roxton' Семилетов

Сегодняшний обзор я посвящу не просто играм для Linux (см. статью «Играющий пингвин 1», МК №6 (229)), а эмуляторам старых игровых консолей и компьютеров. Кто из нас не помнит времена китайских картриджей в оранжевых корпусах, дешевых джойпадов и неповторимого драйва приставочных стрелялок-бродилок? Для фанатов ретро — эта статья.

Глюкалка (http://glukalka.sourceforge.net)

Мой первый компьютер был почти как у Линуса Торвальдса. Тоже Sinclair, но образца 1982 года. Он подключался к телевизору, а в качестве носителя информации использовал обычные аудиокассеты. Однажды у его процессора отломилась ножка, и я просто засунул в разъем вместо нее кусочек канцелярской скрепки. Работало :-). Попробуйте то же проделать с Пентиумом. Это я о развитии технологий. Но вернусь к теме. По сей день в определенных кругах популярны Синклеры и Спектрумы. Энтузиасты пишут для них какие-то программы, обмениваются старыми и т.д. В ФИДО очень много «синклеристов». Своеобразная субкультура.

У меня до сих пор лежит в шкафу древний Синклер, но я пользуюсь эмулятором. Под Windows раздобыть стабильный мне так и не удалось, а в Линуксе всем моим нуждам (запуску игр) отвечает Глюкалка от Дмитрия Санарина.

Что конкретно эмулирует Глюкалка? ZX Spectrum 48K и 128K, Pentagon 128K, Scorpion 256. Музыкальный сопроцессор AY-3-8912. Бипер, джойстики. Читает снэпшоты SNA и Z80, образы ленты TAP, TZX и WAV. Умеет записывать снэпшоты Z80, те же образы ленты и дисков, а еще делает рендеринг звука в WAV-формат. Может работать по старинке с обычным магнитофоном, подключенным к звуковухе компьютера. Если у вас есть кассеты с любимыми играми, вы сможете перенести их таким образом в более современный формат.

У Глюкалки есть графический интерфейс на основе библиотеки Motif. Эмулятор работает как в оконном, так и полноэкранном режимах. Полный кайф. Очень впечатляет звуковой движок — полная эмуляция всех наворотов Синклера. Я и не знал, что на нем бывает такая музыка.

Что еще стоит упомянуть? Настройки эмуляции. Их много. Кроме выбора процессора, можно выставить его частоту (стандарт — аж 3.5 МГц). Много опций настройки графики и звука. Общее впечатление — более чем солидный эмулятор. К тому же отлично совместимый с имеющимся у меня запасом игр :-). Кстати, если ко многим его аналогам надо устанавливать еще дополнительные ROM'ы, прописывать их в конфигах и т.п., то Глюкалка все это уже имеет в комплекте — вам остается лишь запустить исполняемый файл.

Generator (http://www.squish.net/generator).

Эмулятор Sega Genesis (MegaDrive) — королевы 16-битных приставок. Портирован под множество платформ, от DOS и Windows до Amiga, Mac, Dreamcast и Playstation 2. В Линуксе может запускаться с разными графическими библиотеками/движками —Allegro, SVGALib и GTK. При компиляции надо указать, с чем именно компилировать. Я выбрал GTK, и процесс сборки программы выглядел у меня так:

Пояснений заслуживает только первая строка. В ней я указываю, что надо использовать ассемблер NASM (его пакет входит в любой дистро Линукса) и GTK. В итоге получаю исполняемый файл под названием generator-gtk. Быстрый и относительно стабильный.

О плохом. У начинающих пользователей Linux обычно в качестве звуковой системы работает стандартная OSS. Я к начинающим себя не причисляю, поэтому у меня вместо OSS включена другая штука —ALSA. А Generator, похоже, с ней не очень дружит. Я могу выключать в Generator'е звук, и все будет ОК. Некоторые игры работают и так, с ALSA и включенным звуком. Звук у Generator'а получается очень чистый, качественный — немногие эмуляторы для Windows могут таким похвастать.

Известно, что ни один эмулятор не запустит вам абсолютно все игры. Так вот, в этом плане до уровня вындового Gens'а наш герой, увы, не дотягивает. Те игры, что без труда идут на Gens, в Generator'е вылетают. Не все, конечно. Я протестировал около сотни ROM'ов, и запустилось процентов 60. Впрочем, это лучше, чем просто смотреть на залежи ROM'ов в Сети и не иметь возможности в них играть.

Так, где наш оптимизм? О хорошем. Generator поддерживает сохранение/загрузку состояния игры. Еще у него есть графический интерфейс. В том числе и богатое окно настроек. Можно без ковыряния в конфигах задать игровые клавиши, опции эмуляции и вывода графики и звука. Правда (по идее, после этого слова читатель должен насторожиться), в ходе тестирования я изменил настройки звука. После этого эмулятор стал вылетать сразу после загрузки. Я начал искать его файл конфигурации, однако не нашел. Тогда я указал эмулятору на другой конфиг, которого на самом деле не было. Эмуль выругался и запустился с установками по умолчанию. До сих пор запускать его иначе у меня не получается — я сохранил установки в другой конфиг и при запуске требую использовать его:

Разумеется, я оформил это в виде скрипта и особо не мучаюсь, но... Если узнаете, где Generator прячет свой стандартный конфиг, сообщите мне. А пока расскажу вам о другом продукте.

DGen (http://www.pknet.com/~joe/dgen-sdl.html)

Это мой любимый SEGA-эмулятор под Линукс: он очень стабилен и запускает любые игры. Во всяком случае, у меня все заработали. Для компиляции DGen нужен все тот же NASM, а еще библиотека SDL, которая тоже у всех имеется. DGen умеет рендерить видео также и через OpenGL.

С компиляцией проблем нет. С запуском — тоже. Можно просто написать в консоли: dgen имя_файла. Можно перед именем файла указать параметры. Например, команда dgen -S 2 имя_файла запустит игру, но окно DGen будет увеличено в два раза. Как вы поняли, ключ -S задает необходимый масштаб. А если использовать -f, то эмулятор будет запускаться в полноэкранном режиме. Под root'ом желательно указать еще параметр -R, чтобы эмуль не подгребал под себя большой приоритет работы.

Что умеет DGen кроме запуска игр? Записывать демо, сохранять и загружать состояние игры в различные слоты, читать архивированные ROM'ы. Гибко настраивается с помощью файла конфигурации. У программы нет графического интерфейса. Он, впрочем, и не нужен. Лично я запускаю игры для приставок SEGA, просто нажимая на них Enter’ом в обычном Midnight Commander. Для такого комфорта я открыл файл расширений (Команда > Файл расширений > Общесистемный) и добавил туда вот такой блок текста:

И все — расширения связаны с программой. Завершая рассказ о DGen, замечу, что проблем с моей ALSA не возникло — звук был идеален. Графика, впрочем, тоже. Мой выбор в плане эмуляторов MegaDrive — за DGen. Кстати, любопытное интервью с одним из разработчиков DGen можно прочесть на http://linuxemu.retrofaction.com/articles/joegroff/joe.html.

FakeNes (http://fakenes.sourceforge.net/)

Один из наиболее солидных эмуляторов NES, которые я видел. Напомню, что восьмибитная японская приставка NES (Nintendo Entertainment System) более известна у нас в стране по своим клонам —Dendy и Zhilitong (на котором почему-то красовалась гордая надпись «16 bit», а дизайн походил на Sega MegaDrive). Сердцем NES является старый добрый процессор Z80 (Синклер, Спектрум, системы АОН «ДЖУЛИЯ»).

FakeNes изначально был разработан под DOS/Windows, а потом портирован в Linux, FreeBSD, QNX и BeOS. Гибкость портирования обошлось ему дорого — отличный блиттер (движок, отвечающий за прорисовку спрайтов) весьма тормозит. Даже на Athlon 900 в играх, где подразумевается быстрая графика, заметно отсутствие плавного скроллинга. Это как Ultima IX — сделана черт знает когда, а тормозит одинаково что на Voodoo 3, что на Radeon 8500 . Но блиттер хорош! FakeNes — единственный эмулятор, давший мне ощущение «приставочности». Его трудно описать словами — когда вы почувствуете его, узнаете, о чем речь.

Кроме того, FakeNes побил все рекорды совместимости, запустив такие капризные ROM'ы как Kings Quest 5 и Mad Max (в который я года три не мог поиграть — все эмули отказывались, зависая на заставке).

FakeNes использует библиотеку Allegro, которую, если она не входит в ваш дистрибутив (например, в Mandrake) можно скачать с (http://alleg.sourceforge.net). Ее вообще стоит держать на машине — многие игры работают под Allegro.

Tuxnes (http://tuxnes.sourceforge.net)

Классический для Линукс и *BSD эмулятор NES. Я играю именно на нем. Причин несколько. Во-первых, скоростной рендеринг. Tuxnes не тормозит и даже позволяет выбрать, какой рендер использовать. Сразу даю вам рецепт — с какими параметрами удобнее всего запускать Tuxnes (в примере использована игру Felix):

Здесь параметр G задает геометрию окна (оно будет 640480), а -E нужен, чтобы масштабировать картинку в окне. По идее, рядом с E можно указать коэффициент (по умолчанию 2), вот так: -E=4, но у меня этот трюк не работает. Далее, -r задает рендер. Я выбрал diff, а можно какой-нибудь другой, например x11 (но diff быстрее). Видео выводится в обычном иксовом окошке.

По совместимости с играми Tuxnes держится на уровне с FakeNes. Хотя Mad Max не заработала, Kings Quest запустился. А Battle Toads 2, на которой FakeNes просто завис, под Tuxnes пошла на ура. Учитывая тот факт, что Mad Max — игра бесхитростная, а в Battle Toads 2 графика на уровне SNES и MegaDrive (девелоперы выжали из восьми бит все, на что способны), то моя симпатия склоняется в пользу Tuxnes. Однако в Tuxnes нет сохранения состояния игры, хотя в FakeNes эта фишка имеется. С другой стороны, в оригинальных «железных» приставках NES ее тоже нет :-). В качестве положительного момента стоит еще сказать, что Tuxnes поддерживает игры «с батарейками» — то есть если в игре предусмотрен сэйв, то под эмулятором он тоже будет работать.

ZSNES (http://www.zsnes.com)

Как ясно из названия, это эмулятор приставки SNES (Super Nintendo Entertainment System). Когда SEGA вышла на рынок со своим MegaDrive, Nintendo поняла, что восьмибитные NES уже не могут тягаться с 16-битным монстром, и выпустила свою шестнадцатибитную консоль — SNES, технически более совершенную, чем MegaDrive. Впрочем, момент был упущен, и игр под SNES существует гораздо меньше, чем для MegaDrive/Genesis. Nintendo смогла выйти в лидеры только после того, как SEGA объявила, что прекращает разработку игровых консолей. К тому времени у Nintendo уже был козырь в виде Nintendo 64, а у Sony — Playstation. Понятно, что Dreamcast не могла с ними конкурировать. Посмотрите на нынешнюю ситуацию — рынок делят Nintendo GameCube, Sony Playstation 2 и Microsoft XBox. Я уже видел эмуляторы GameCube (хотя думаю, что редкие PC справятся с ТАКОЙ графикой). Но вернемся к теме.

Из всех SNES-эмуляторов ZSNES традиционно считается лучшим. Его версии работают на многих платформах: DOS, Windows, Linux, FreeBSD. Я пользуюсь Linux-версией. Она может выводить графику через SDL и OpenGL. Эмулятор очень стабильный, имеет нормальный графический интерфейс, кучу опций, умеет сохранять/загружать состояния игры, поддерживает сетевую игру.

Без труда запускает любые игры — от навороченных вроде Donkey Kong до относительно простых а-ля Castlevania. Больше об этом эмуляторе нечего рассказывать. Хороший продукт говорит сам за себя.

Напоследок дам ссылки не некоторые сайты. Тсс, не на коллекции ROM'ов. Хотя я не понимаю, что такого нелегального в распространении игр под консоли или компьютеры, которые давно уже не производятся и не продаются. Без эмуляторов все эти игры давно бы умерли, канули в прошлое. Ладно. Итак, сайты:

http://www.zyx.com/chrisc/videogames.html — демки для NES;

http://www.zophar.net — очень большой ресурс по эмуляторам для всех платформ;

linuxemu.retrofaction.com — эмуляция конкретно под Linux;

http://www3.brfree.com.br/vgc/emus — хотя весь сайт на португальском, однако названия эмуляторов и игр, я думаю, вы поймете :-). ROM'ы лежат там вполне легально. Их не очень много, но они есть, и хорошие — тот же Donkey Kong под SNES.

Что приятного в этих сайтах — ссылки в них рабочие, и нет поп-апов с рекламой порно. Короче, сайты именно для любителей эмуляции.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov