CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Что нам стоит сайт построить

Максим РОГАЧЕНКО max@lnd.kiev.ua

Какой вопрос чаще всего задают клиенты, которые хотят заказать сайт? Правильно: «Сколько у вас стоит сайт?» К сожалению, далеко не все понимают, что сразу ответить на этот вопрос невозможно. Представьте себе человека, который приходит в автосалон и интересуется: «Сколько у вас стоит автомобиль?» Его спрашивают: «А какой автомобиль вы хотите?», на что тот отвечает: «Красный!» Эта ситуация может показаться смешной, но ведь на самом деле невозможно сказать, сколько будет стоить красный автомобиль, так как необходимо определиться хотя бы с моделью автомобиля. Ведь все прекрасно понимают, что красная «Таврия» и красный «Феррари» — абсолютно разные автомобили, но и тот, и другой продается и покупается.

Точно так же дела обстоят с производством сайтов. Невозможно сказать, сколько стоит сайт, пока не будет ясно, какой именно сайт необходим клиенту. Для того чтобы определиться с ценой, необходимо выяснить трудозатраты на создание сайта, а для этого необходимо определить четыре вещи:

цель создания сайта;

структура сайта;

сложность и уникальность дизайна;

механизмы, необходимые для функционирования сайта.

На первый взгляд, все очень просто, но на самом деле трудности только начинаются… Дело в том, что в большинстве случаев клиент даже не представляет, что ему действительно нужно. Или еще хуже, клиент хочет сайт с динамическими меню, флеш-заставками, с графическими кнопочками, чтобы все вертелось, пищало, меняло цвет, при этом чтобы непременно гарантировалась высокая посещаемость и в поисковых системах сайт был на первом месте. Клиент просто не понимает, что на самом деле это противоречивые требования. Нет, я не хочу сказать, что что-то невозможно сделать — сделать можно все что угодно, но эффективность такого сайта окажется низкой, а стоимость будет отнюдь не «среднерыночной».

Изначально необходимо определиться, для чего клиенту нужен сайт. Для увеличения продаж продукции или услуг? Для увеличения аудитории, которая посещает сайт? Для престижа («у других есть сайт, почему у меня нет»)? Или, может быть, сайт делается просто так, для себя, и должен быть просто неповторимым, и неважно, будут его посещать или не будут? Все это веские аргументы в пользу создания сайта. Но у каждой задачи — свое решение.

Допустим, клиент определился с целью создания web-проекта. Теперь подходит время обговорить структуру сайта. Почему именно структуру, а не дизайн? Да потому что структура сайта может серьезно влиять на дизайн: от того, какой длины будут пункты меню, сколько будет разделов на сайте, какова вложенность подразделов, как подразделы будут раскрываться, и от прочих тому подобных мелочей будет зависеть то, каких размеров будут те или иные элементы дизайна. Возможно, стоит сделать сайт «резиновым»? Да, если на сайте будет достаточно информации достаточного объема. Поверьте, статья на сайте, в которой каждый абзац будет выглядеть одной строчкой на экране, смотрится довольно комично. В этом случае рекомендуется избежать «резинового» дизайна, как бы привлекательно не выглядело это решение.

Обговаривая структуру, необходимо определить:

количество разделов;

наименование разделов и подразделов;

расположение меню;

ориентацию меню;

способ раскрытия подразделов в разделах.

После того как определена структура сайта, можно переходить к дизайну. Здесь можно выделить два направления:

уникальный дизайн, срок изготовления 1—2 недели. Стоимость $100 — $300;

стандартное решение, срок изготовления 2—3 дня. Стоимость $30 — $50.

В любом случае необходимо очень подробно поговорить с клиентом, узнать его предпочтения в цветовой гамме, есть ли у него на примете сайты, дизайн которых близок к желаемому, взять у клиента логотип (если есть), фотографии продукции (должны быть). Вообще, задача менеджера по клиентам — максимально уточнить требования, предпочтения клиента, для того чтобы дизайнеру было легче создать именно то, что хочет клиент. При этом нужно следить за тем, чтобы заказываемый дизайн был приятен глазу, чтобы его можно было легко порезать, чтобы он максимально удовлетворял специфическим требованиям web-дизайна.

Итак, мы определились с дизайном, у нас есть структура сайта, что теперь? Правильно, теперь необходимо определить программные механизмы, необходимые для функционирования сайта. С одной стороны, функционирование механизмов должно быть надежным и быстрым, с другой стороны, обновление информации на сайте — доступным обычному пользователю без специальных знаний. К сожалению, в этих требованиях коренится основное противоречие — быстрота и надежность против понятности и легкости обновления. Многие знают, что если писать на HTML, получится страница, которая будет быстро загружаться, вдобавок, создатель такой страницы всецело несет за нее ответственность. Но для этого необходимы специальные знания. С другой стороны, в том же FrontPage очень просто создать страницу сайта, но качество этой страницы повергает в шок не только профессионалов web-программирования. Решается это противоречие обычно таким образом: от каждого способа берется наилучшее; в результате получается эффективный и короткий код, при этом пользователи могут обновлять информацию на странице, не имея специальных знаний. Но для этого необходимо настроить механизмы конкретно под каждого заказчика. В этом случае, как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Также необходимо понять, нужно ли заказчику разрабатывать специально для него новые программные механизмы. Ведь не секрет, что большинство сайтов имеют похожую структуру с похожими программными механизмами. Например:

«Новости», «Статьи», «Публикации», и т.п.;

«Фотогалерея»;

«Обратная связь» («Feedback»);

«Форум»;

«Часто задаваемые вопросы» («FAQ»);

«Каталог продукции», «Интернет-магазин»;

«Поиск по каталогу», «Поиск по сайту».

Список, разумеется, можно продолжить. Все эти механизмы в той или иной комбинации встречаются на подавляющем большинстве сайтов. Они отработаны, проверены, исправлены и дополнены новыми возможностями. Так происходит потому, что эти разделы необходимы всем или почти всем. Соответственно, каждый такой механизм будет стоить «одну цифру». Также на стоимость будет влиять настройка этих механизмов под конкретного клиента. Но в случае, если необходимый механизм является уникальным, например, прием платежей через какую-либо систему или сложная система авторизации пользователей, предусматривающая возможность отображения различной информации для каждого пользователя (или группы пользователей, неважно), то это уже будет «совсем другая цифра». И это необходимо объяснить клиенту. Он должен прекрасно понимать, что это сложная и ответственная работа, которая должна и оплачиваться соответственно. Если вернуться к нашей аналогии, все понимают, что стандартная комплектация при покупке автомобиля предусматривает четыре колеса, четыре двери и т.п. Но если вы захотите добавить к автомобилю дополнительные усовершенствования, соответственно, и цена такого автомобиля увеличится. А если вы заходите сделать что-либо совсем особенное, то… Я думаю, вы меня понимаете.

Вот и выполнена часть работы. Немалая часть, не спорю, но не вся работа. Теперь, необходимо объяснить клиенту, что в такой-то подраздел необходимо предоставить такую-то информацию. Причем, не только объяснить, но и записать, а еще утвердить подписью и печатью. Это делается не потому, что все очень сердитые, злые и недоверчивые. Это чтобы завтра не пришлось вспоминать, о чем договаривались вчера, чтобы всегда под рукой был список, по которому можно было получить информацию от клиента, а клиент имел бы список того, какую информацию он должен предоставить для наполнения контента web-сайта. При этом желательно, чтобы клиент предоставлял информацию в электронном виде, причем, текст отдельно, графику (картинки, логотипы) отдельно.

Но предположим, наконец-то на все вопросы даны ответы, все понятно и менеджеру и клиенту, все тонкости и нюансы определены, обговорены и записаны. Теперь можно определить стоимость сайта и подписывать договор по факту успешного завершения переговоров. Казалось бы, вот оно, долгожданное счастье. Но опять же, не все так просто. Как, спросите вы, опять проблемы? Да, и немалые. Зачастую клиент считает, что работающие в web-дизайн-студии ребята знают все на свете и являются эрудитами от рождения. Клиент заблуждается. В студии работают обыкновенные люди, которые могут и не знать, что АИР-98МИА — дыхательный аппарат для аварийно-спасательных и поисковых служб гражданской авиации. К чему я это говорю? А к тому, что скорее всего, клиент будет вам высылать информацию сплошным потоком, не указывая того, в какой раздел или подраздел необходимо разместить присланный материал. Необходимо просто обратить на это его внимание. Можно объяснить по телефону или по e-mail, но лучше иметь запись в договоре, например, пункт «О правилах подачи материала». Это правило также касается всех мелочей — например, когда высылают текст для статьи, необходимо определиться с названием статьи, анонсом к статье, повторять ли анонс в теле статьи, и т.п. Все это можно решить самому, на свой страх и риск, но зачем? Гораздо лучше будет, если клиент вышлет информацию именно в том виде, в котором он хочет ее видеть на сайте. Это позволит избежать множества недоразумений.

И вот теперь наконец-то уже можно сказать, что имеется все для создания сайта, и что сайт имеет все шансы удовлетворить требованиям заказчика. При этом время выполнения такого сайта — обычно одна-две недели, при условии своевременного предоставления информации для наполнения сайта заказчиком.

Я не берусь утверждать, что данные рекомендации являются единственно правильными и помогут предупредить все трудности работы с клиентом. Я просто поделился опытом и рассказал о том, как у нас в студии решают подобные трудности. Удачи!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov