CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2003 ГОД

Вписка без прописки. Часть3

Никита СЕНЧЕНКО nikita@lintec.net.ua

Окончание, начало см. в МК № 36, 37 (259, 260).
Наша летопись киберсквоттинга подходит к концу. Сегодня мы закончим рассмотрение истории развития хапперства на Западе и немного более подробно остановимся на положении дел в Украине и России.

Новые времена — новые решения

Сегодня для киберсквоттеров настали не самые лучшие времена. Хапперство в международных зонах .com, .net и .org практически сошло на нет. Зарегистрировать хоть сколько-нибудь ценное имя в них сейчас стало невозможно. Посудите сами — в зоне .com на данный момент зарегистрировано 24 млн. имен, в .net — 4 млн., в .org — 2 млн.

Ценность же доменных имен в новых зонах .biz, .name и .info намного ниже. К тому же, WIPO вовремя позаботилось о принятии охранной политики и для них. Так, для .biz разработана процедура STOP (Start-up Trademark Opposition Policy), для .info — процедура Sunrise, для .name —ERDP. Они позволяют владельцам товарных знаков в приоритетном порядке зарегистрировать домены со сходными названиями.

Единственная возможность заполучить лакомое имя без особого напряжения — ждать и надеяться, что нынешний владелец забудет его вовремя продлить. Но, как вы понимаете, для тех доменов, которые представляют собой ценность, вероятность такого промаха со стороны их текущих обладателей ничтожно мала. Тем более, что хорошей традицией стала регистрация доменного имени не на 1—2 года, как это обычно делалось раньше, а сразу на 5—10 лет.

Наиболее ярые хапперы, конечно, ищут любые возможности для продолжения своей деятельности. Как я уже отмечал, нынче в моде захватывать адреса, созвучные с именами, фамилиями или псевдонимами. Отсудить такой домен (и это уже отмечалось) можно только при регистрации своей фамилии в качестве торговой марки.

Впрочем, свободных доменов, совпадающих с именами великих людей, тоже почти не осталось. Единственным выходом для киберсквоттеров остается регистрация адресов с именами тех людей, которые могут стать знаменитыми в ближайшее время и еще не успели застолбить свой адресок в Интернете. В сложившейся ситуации киберсквоттер вынужден работать ньюс-сталкером, то есть человеком, постоянно рыщущим в Сети в поисках самых свежих новостей. Только тем, кто узнает важную новость раньше остальных, посчастливится занять домен, который в будущем может стать ценным.

С этим связана интересная история об одном известном человеке, который сам вовремя позаботился о том, чтобы киберсквоттеры его не опередили. Речь идет о Майкле Дугласе. После рождения дочери, которую назвали Кэрис Зита Дуглас, заботливый отец скупил все возможные адреса, содержащие ее имя. Видимо, знаменитый актер вынес урок из ошибок двухлетней давности, когда после рождения его сына Дилана хапперы расхватали все соответствующие адреса так быстро, что Майкл не успел даже опомниться.

Поиск горячих новостей действительно стал частью современного киберсквоттинга. Именно поэтому всплески активности сквоттеров наблюдаются после сенсационных новостей или важных мировых событий. Например, подобные всплески происходили после печально известных событий 11 сентября в США или в тот момент, когда стало ясно, что война в Ираке таки состоится.

Однако несмотря на все старания, захватить что-нибудь стоящее удается очень редко. По этой причине в последние годы большое распространение получил новый вид сквоттинга.

Тайпсквоттинг: для тех, кто попроще

Тайпсквоттинг получил распространение немного позже своего «старшего брата». Когда к 2000—2001 году подавляющая часть «вкусных» доменных имен была уже занята, киберсквоттеры поняли, что скоро могут остаться без источника заработка. Именно тогда и возникло новое течение.

Тайпсквоттинг — это захват доменов, созвучных с доменами известных компаний и брендов или с доменами уже раскрученных интернет-ресурсов. Тайпсквоттерный адрес может отличаться от предмета своего «подражания» одной-двумя буквами или наличием (отсутствием) дефиса. Исследования показали, что пользователи Европы и США часто делают до пяти безуспешных попыток набора URL в браузере прежде чем им удастся попасть на нужный сайт. Это связано зачастую с тем, что названия многих компаний (а следовательно, и их доменные имена) довольно сложны в написании, поскольку часто состоят из нескольких слов. Вероятность ошибиться при наборе такого URL довольно велика. Ошибки эти случаются либо из-за неправильного написания слов с точки зрения орфографии, либо из-за чисто механических опечаток (чередование соседних клавиш на клавиатуре, двойные буквы или, наоборот, пропуски букв и т.д.).

Тайпсквоттеры регистрируют схожие имена и имеют большой трафик на этих сайтах за счет ошибок пользователей при наборе адреса в браузере. Собственно, привлечение большого количества посетителей на сайт и является основной целью тайпсквоттинга. В отличие от киберсквоттера, тайпсквоттер обычно не задается целью перепродать домен.

Одной из первых ласточек тайпсквоттинга стал английский ресурс penquin.co.uk, который на одну букву («q» вместо «g») отличался от названия известного в Великобритании издательства Penguin Books. По решению суда доменное имя было передано издательству.

Надо сказать, что споры, связанные с тайпсквоттингом, истцу выиграть намного сложнее, чем «чистые» киберсквоттинговые разбирательства. Дело в том, что чаще всего определить степень смешения «поддельного» домена с зарегистрированной торговой маркой очень трудно. К тому же на таком «поддельном» адресе его владелец может вести вполне законный бизнес, никак не задевающий честь и достоинство истца, а то и вовсе заниматься некоммерческими делами, например, благотворительностью.

Впрочем, тайпсквоттинг может иметь и более грубое проявление. Схожие по написанию домены часто используются для того чтобы скомпрометировать домены «настоящие». Пользователь по ошибке попадает на такой тайпсквоттерский ресурс и вместо ожидаемой полезной информации о компании или человеке, которому, как он думал, этот домен принадлежит, обнаруживает на сайте поток грязи и компроматов.

Самым известным тайпсквоттером является Джон Цуккарини. Ему принадлежит несколько тысяч доменных имен в самых разных доменных зонах, схожих по написанию с адресами известных сайтов. Тайпсквоттинг приносит Цуккарини доход порядка 1 млн. долларов в год, полученных за счет интернет-рекламы. Однако недавно суд признал деятельность Джона мошеннической и обязал его выплатить 1.9 млн. долларов штрафа в пользу сайтов, подавших иск. Кроме того, Цуккарини проиграл более 50 судебных разбирательств и потерял 200 доменов, переданных впоследствии в пользование «законным» владельцам.

Одно время существовала даже целая тайпсквоттерская доменная зона —.uk.co. Этот домен второго уровня был создан в национальной зоне Колумбии .co и был призван удовлетворить интересы британских компаний, чье доменное имя в «настоящей» британской зоне .co.uk было уже занято. Расчет, конечно, делался на то, что пользователь ошибется при вводе URL и перепутает местами «co» и «uk».

UA: мы пойдем своим путем?

Но давайте отвлечемся от мировой истории и обратим свой взор на Украину. Долгое время граждане Украины и украинские организации могли регистрировать только домены третьего уровня в зонах .com.ua, .net.ua и др., а также региональные домены вида .город.ua.

28 сентября 2001 года было объявлено о начале регистрации доменов второго уровня в зоне .ua. Согласно Правилам национального домена, разработанным его администратором, компанией ООО Хостмастер (http://hostmaster.net.ua), правом на регистрацию доменного имени в зоне .ua обладают только владельцы соответствующего товарного знака или же обладатели лицензионного соглашения на пользование данным товарным знаком. Таким решением киберсквоттинг в национальной зоне Украины был пресечен на корню. Правила зоны .ua получили одобрение в WIPO и ICAAN. Напомню, это касается только доменов второго уровня в зоне .ua. На доменные имена третьего уровня в зонах .ua данные требования не распространяются.

Регистрацию доменов производят компании-регистраторы, которые заключили с ООО «Хостмастер» соответствующий договор. Этих компаний довольно много, сейчас их уже более 80.

А что в России?

В заключение несколько слов скажу о ситуации в соседней России. Там она кардинально отличается от нашей. Никаких ограничений на регистрацию доменов в национальной зоне .ru нет и никогда не было. Поначалу даже домены можно было регистрировать без предоплаты, авансом. Данная политика имеет как свои плюсы, так и минусы.

К положительным результатам относим, конечно, атмосферу свободы и полного либерализма, ныне сложившуюся в РуНете. Если я хочу сделать сайт о мобильных телефонах, у меня есть замечательный выбор, и поскольку никаких ограничений по товарному знаку нет, я смогу зарегистрировать первый же понравившийся свободный домен. Это, безусловно, положительно сказывается на развитии интернет-сообщества в России.

Одно время, правда, в РосНИИРОС существовал так называемый стоп-лист — список доменов, закрытых для регистрации. Туда входили домены, совпадающие с общеупотребительными названиями и понятиями, например, internet.ru. Вскоре, однако, стоп-лист был расформирован, а домены разыграны в лотерее между заинтересованными компаниями.

Конечно, у такой открытой политики есть и недостатки. Киберсквоттинг, которого в Украине отродясь не было, в России успешно процветает. В скандальных доменных разбирательствах были замечены такие организации и компании как Мосфильм (домен mosfilm.ru), Kodak (kodak.ru), Quelle (quelle.ru), Coca-Cola (coca-cola.ru) и многие другие. Большинство компаний предпочитает отстаивать права на свой домен через суд, а потому в России уже есть сложившаяся судебная практика по доменным спорам. Некоторые, правда, предпочитают выкупать свои адреса. Так произошло, например, с доменом rosbank.ru, выкупленным Росбанком у киберсквоттеров за 20 тыс. долларов.

Удачи!

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov