CFA LogoCFA Logo Computer
Новости Статьи Магазин Драйвера Контакты
Новости
RSS канал новостей
В конце марта компания ASRock анонсировала фирменную линейку графических ускорителей Phantom Gaming. ...
Компания Huawei продолжает заниматься расширением фирменной линейки смартфонов Y Series. Очередное ...
Компания Antec в своем очередном пресс-релизе анонсировала поставки фирменной серии блоков питания ...
Компания Thermalright отчиталась о готовности нового высокопроизводительного процессорного кулера ...
Компания Biostar сообщает в официальном пресс-релизе о готовности флагманской материнской платы ...
Самое интересное
Программаторы 25 SPI FLASH Адаптеры Optibay HDD Caddy Драйвера nVidia GeForce Драйвера AMD Radeon HD Игры на DVD Сравнение видеокарт Сравнение процессоров

АРХИВ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» ЗА 2002 ГОД

«Силиконовая» графика

Руслан РИЗВАНОВ rizvanov_ruslan@mail.ru

Во время поиска информации по компьютерной графике в Интернете, мне часто попадались ссылки и разного рода упоминания о фирме Silicon Graphics Inc. (SGI). Я не уделял этому особого внимания до тех пор, пока на одном из сайтов не встретил такой фразы: «SGI — лидер в области машинной графики… без него картина сегодняшнего мира науки была бы неполной». До этого я имел только поверхностное представление об этой фирме, в частности, знал, что она является разработчиком библиотеки для моделирования трехмерной графики OpenGL, а также то, что она принимала участие в создании многих фильмов, например, грандиозной ленты «Властелин колец».

Но оказалось, что деятельность Silicon Graphics одними лишь спецэффектами и графическим моделированием не ограничивается. Узнав больше об этой компании, я понял, что она действительно сыграла большую роль не только в прогрессе компьютерных технологий, но и в развитии науки в целом. После долгих поисков мне удалось по крупицам собрать материал, удовлетворивший мое любопытство и реконструирующий общую картину развития и деятельности сегодняшней SGI. Думаю, вам тоже будет небезынтересна эта информация.

История истории

Многие преуспевающие сегодня люди, гении мира сего, в большинстве своем — люди из малоимущих семей, чье детство прошло в нищете. Может быть, составляющие их успеха — настойчивость и простое, но отчаянное желание жить лучше?! Так случилось и с ДжимомКларком — будущим миллиардером, основателем SGI. Он вырос в маленьком техасском городке Плейнвью в полной нищете. К учебе он относился пренебрежительно, поэтому ему удалось закончить только среднюю школу, а из колледжа, куда он чудом поступил, его сразу же исключили. Потом была армия. Флот. Карьерист из него оказался тоже никакой — по службе никакого продвижения не намечалось, и постепенно она для него становилась сущей мукой. Но что ни говори, судьба — изменчивая штука. Заставили матроса Кларка писать тест по математике (согласитесь, для нашей армии это было бы из ряда вон выходящее событие). И он написал. Причем, к своему удивлению, получил наивысший балл! Что и позволило ему попасть в высшее учебное заведение.

Но на этом подарки судьбы не заканчиваются. Хоть Кларк и получает докторскую степень в области компьютерных наук, но по-прежнему живет бедно и сумбурно. Ему уже стукнуло 38 лет, а он всего лишь преподаватель университета с маленькой зарплатой. Как истинный американец (и просто обиженный жизнью человек) Джим впадает в депрессию (короче, полное слайд-шоу в окружающем мире видео и анимации :-)). И понимая, что таким образом ничего не изменишь, Кларк полностью отдается работе. Как станет ясно позже, он сделал правильный выбор. В течение 4 лет, совместно со студентами, он занимается созданием Geometry Engine — мощного графического ускорителя для обработки трехмерной графики в реальном времени. После успешного завершения работы над этим проектом в 1982 году Джим Кларк создает фирму Silicon Graphics, почти сразу ставшую монополистом в сфере машинной графики.

В 1985 году , стремясь захватить новые рынки и внедрить повсеместно свои технологии, Silicon Graphics начинает разрабатывать и поставлять рабочие станции. Желая самостоятельно заниматься оптимизацией процессоров под свои системы и быть как можно более независимой, фирма отказывается от чипов сторонних производителей. Причина тому — нежелание последних выдавать лицензию на производство процессоров сторонним компаниям. Содействие в сложившейся ситуации оказала компания MIPS, занимающаяся производством чипов с RISC-архитектурой (с ограниченным набором команд). Такая архитектура и поныне применяется в современных процессорах рабочих станций SGI. Также сегодня используется и операционная система собственной разработки —IRIX (UNIX-клон). Она специально создавалась для работы с большими объемами графических данных.

В 90-х годах параллельно с созданием стандарта OpenGL, Silicon Graphics пытается привлечь к своими рабочими станциями внимание Голливуда, ищущего новых революционных решений в кино («силиконовые станции» позволяют их максимально реализовать). В области же программной генерации графики собственные разработки фирму не вполне удовлетворяют. Но опять-таки, если обратиться к сторонним разработчикам, значит попасть в зависимость. Поэтому, чтобы подтянуть программную часть, Silicon Graphics покупает довольно преуспевающие в этой области фирмы Alias Research и Wavefront. Позже (с 1995 года) этот альянс разрабатывает пакет MAYA — удобный и гибкий инструмент для создания именно анимации, в то время как 3DMAX изначально планировался лишь для моделирования. Естественно, сначала MAYA вышел на платформе IRIX-MIPS, но потом, благодаря тому, что Alias Research попутно занималась платформой Wintel, а также благодаря помощи Microsoft, заинтересованной в популяризации своей ОС во всех качествах, была выпущена MAYA (об этом пакете рассказывалось в одной из статей Сергея Бондаренко и Марины Двораковской«MAYA vs 3DMAX», МК, № 8 (179)) под Windows.

Одновременно продолжается сотрудничество SGI с Голливудом. Многопроцессорные станции компании просчитывают и воплощают самые фантастические эффекты. Ну а что же Джим Кларк? Он после очередной депрессии (но уже из-за обилия новых идей) ушел из компании для того, чтобы вплотную заняться делами такой фирмы, как Netscape, и воплощать другие свои задумки. SGI возглавил Роберт Бишоп и группа директоров, спустя некоторое время (2000 г.) в компании наступает кризис. Silicon Graphics, инвестировав огромные деньги в новую прогрессивную технологию, допускает просчет, — оказывается, что разработанная технология не может быть интегрирована в их собственные серверные решения! SGI вынуждена закрыть свои филиалы (и ближайший к нам в России тоже). Однако вопреки всему сегодня компания вновь оптимистично смотрит в будущее: разработана новая стратегия, планируются исследования. На данный момент основными сферами ее деятельности и предоставления услуг являются энергетика, промышленность, наука, правительство и оборона. Доход компании за 2002 год уже составил $1.3 млрд.

«Силиконовая техника»

Рассказ о компании вышел бы неполным, если бы мы не упомянули о ее разработках, использующихся не только при создании кинолент, но и в серьезных научных проектах. Как уже было сказано, после того, как Голливуд заинтересовался «силиконовыми» рабочими станциями, что способствовало их популяризации, и как результат — внедрение в различные сферы науки. Оказалось, что с помощью станций и суперкомпьютеров от SGI можно моделировать фюзеляжи самолетов (используется Boeing), аэродинамические формы и детали автомобилей (используется «Фольксваген»). Им по силам производить расчет параметров сейсмических явлений, предсказывать погоду, без больших материальных и трудовых затрат виртуально проводить сложнейшие медицинские, биологические и другие опыты. И это еще не все сферы применения оборудования от SGI. Множество «силиконовой» техники работает в университетах, лабораториях, заводах всего мира. Вот, например, что говорит по этому поводу доктор Генри Фучс (Henry Fuchs) из университета Северной Каролины: «Эти машины позволят нам проводить исследования в компьютерной графике и приложениях на уровне, беспрецедентном для нашего университета и для большинства других исследовательских центров». Его коллега из этого же университета, профессор Федерико Гил (Federico Gil): «Мы можем теперь заняться полномасштабными, реально — мировыми проблемами, что ранее было бы немыслимо».

Так что же такое рабочие станции и серверы от SGI? Рассмотрим некоторые из них.

Ряд SGI Onyx 3000 (InfiniteReality graphics)

Это так называемые серверы визуализации (рис. 1). Они могут содержать до 512 процессоров MIPS (64-битные) и до 16 графических модулей (pipe) InfiniteReality. Один такой модуль в свою очередь может иметь до 10 Гб памяти (сравните со своей видеокартой :-)). Подобный сервер позволяет подключить клиентские рабочие станции и обрабатывать поступающую от них информацию. Onyx 3000 предназначен в основном для видеомонтажа, высококачественного рендеринга, громоздких расчетов.

Silicon Graphics F220 — Flat panel Display

Жидкокристаллический 22-дюймовый дисплей (рис. 2) имеет весьма приличные технические характеристики. Оснащен аналоговым и цифровым видеовходами и встроенными динамиками. Соотношение сторон экрана 16:10, поэтому естественным разрешением для данного монитора является 1600х1024 (возможно масштабирование до 1600х1200). Насыщенную цветопередачу и высокую яркость монитора дополняет довольно большой угол обзора и относительно невысокое энергопотребление (до 80 Вт). Данный дисплей предлагается для поставки с «силиконовыми» рабочими станциями.

The Silicon Graphics Fuel

Высокопроизводительная рабочая станция (рис. 3). Область применения: медицинское моделирование, работа с 3D-графикой, визуализация различных процессов и пр. Основные характеристики: 64-разрядный процессор MIPS R14000A (500 МГц 2 Мб кэша второго уровня или 600 МГц с 4 Мб кэша второго уровня), до 4 Гб памяти (DDR) и мощная графическая система Vpro V10 или V12 (до 128 Мб видеопамяти, векторный, текстурно-растровый движок и пр.), 48-битная система RGBA (12 бит на канал — на 4 бит больше, чем у любой настольной системы) с 16-битным Z-буфером.

Рис. 1   Рис. 2   Рис. 3

Silicon Graphics O2

Стандартная мультимедийная рабочая станция (рис. 4). Имеет процессор MIPS R12000 300 МГц, с 1 Mб кэш-памяти второго уровня. Память — до 1 Гб. Мощная графическая система, оптимизированная для работы с 32-бит RGBA-изображением. Эта станция в основном ориентирована для работы в сети с сервером визуализации, но может использоваться и автономно.

Silicon Graphics Octane2

Еще одна высокопроизводительная рабочая станция (рис. 5). По техническим характеристикам напоминает Fuel, но может иметь до 8 Гб памяти. Поставляется с различными графическими системами, поддерживающими вывод изображения с разрешением до 1920x1200. С недавнего времени подобные станции могут работать и под управлением SGI Linux.

Рис. 4   Рис. 5

Мы перечислили лишь некоторые модели из рада «силиконов». Подробный их перечень представлен на сайте http://www.sgi.com.

Как видно из вышеприведенных характеристик, рабочие станции SGI сами по себе, в общем-то, довольно производительные. Однако компания заявляет, что самый оптимальный способ их использования — LAN с сервером визуализации.

Кроме того, с помощью программного комплекса OpenGL VizServer становится возможной организация распределенных вычислений, для которых задействуются мощности сервера и клиентских станций. Так, к примеру, при монтаже и создании эффектов в фильме «Властелин колец» использовалось несколько сотен «силиконовых» рабочих станций, с помощью которых было произведено и обработано около 100 (!!!) терабайт данных.

На этом позвольте закончить рассказ о Silicon Graphics. Надеюсь, вам было интересно узнать о компании — лидере в области компьютерной графики, которой в этом году исполнилось 20 лет.

Рекомендуем ещё прочитать:






Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить





Хостинг на серверах в Украине, США и Германии. © sector.biz.ua 2006-2015 design by Vadim Popov