Судя по статьям, посвященным кредитным картам, время от времени появляющимся в разных компьютерных журналах, использование кредиток для покупок через Интернет стало для наших сограждан уже чем-то обыденным. Продолжая затронутую тему (см. статьи «Web-шоппинг» (Марина Двораковская, МК №27, 35 (250, 258)), «Тонкости кредиток» (Вячеслав Белов, МК №39 (262))), очевидно, стоит поговорить и о другой стороне использования этого финансового инструмента, а именно о приеме платежей с кредитных карт. Тем, кто подумывает о создании англоязычного электронного бизнеса или хочет напрямую, без посредников, торговать на международных аукционах, посвящается эта статья.
Прежде чем обзаводиться мерчантом (от англ. merchant торговец), или, по-нашему, торговым счетом, стоит хорошенько подумать, а действительно ли без него нельзя обойтись? Если вы сомневаетесь в долгосрочности своего проекта, востребованности созданной программы или информационного продукта (или еще чего), лучше попытайтесь найти какую-то альтернативу мерчанту, например, воспользуйтесь услугами посредника (http://www.westernbid.com, http://www.pregrad.net, http://www.bidpay.comи т.д.). Если же количество совершаемых сделок на аукционах превышает 12 в месяц, либо вы решили создать собственный коммерческий сайт, ориентированный, прежде всего, на англоязычную аудиторию, то необходимость в мерчанте не вызывает сомнения. В последнее время на merchant service обратили внимание и отечественные банки, однако из-за ограниченности предоставляемых ими услуг, малого опыта в этой сфере деятельности, отсутствия доверия со стороны иностранных плательщиков, а также трудности общения с налоговыми органами, наши соотечественники предпочитают пользоваться иностранным, в первую очередь, американским сервисом.
Компаний, предоставляющих мерчант-услуги в Сети, на мой взгляд, более чем достаточно. Есть фирмы, которые открывают мерчанты для сайтов, торгующих только физическими товарами, есть такие, кто обслуживает исключительно аукционы или закрытые клубы веб-предпринимателей. Все эти сервисы также можно разделить по сумме регистрационной платы (set up fee) и даже по расовой принадлежности! Так, например, многие известные американские мерчант-сайты (http://ibill.com, http://clickbank.com, http://paypal.com, http://ccnow.com, http://digibuy.com, http://online-billing.com) сообщают, что не работают с Россией, Украиной, Беларусией и другими странами бывшего Союза. Причина банальна: по словам менеджеров этих ресурсов, наши братья-славяне были не раз пойманы на преступлениях, связанных со взломом серверов и воровством номеров кредитных карт. Поэтому все представители «экс-советских» наций к сервису не допускаются. При этом хочу заметить, что число кардеров на наших просторах сравнительно небольшое и их действия гораздо менее значительные, чем в тех же Штатах, но почему-то для «своих» американцы эти услуги не закрывают.
И все же давайте вернемся к мерчанту. Прежде чем подобрать один из вариантов обслуживания для себя, я попытался определиться с тем, чего же собственно я хочу. Открывал я мерчант не только для работы на аукционе, но и с тем, чтобы в дальнейшем его можно было использовать и на коммерческом сайте, а это выдвигало определенные требования. Во-первых, в случае платежей по аукциону, на странице описания товара необходимо указывать форму платежа, сроки, условия и т.п. Во-вторых, если предусматривается работа с сайтом, необходимо сократить число операций по оплате до минимума, в противном случае, у покупателя всегда будет шанс отказаться от сделки, чем многие и воспользуются (ведь в таком случае даже лишняя операция по заполнению веб-формы способна вызвать негативную реакцию покупателя). При этом не менее важными для меня были цена регистрации, комиссионные, взимаемые с каждой транзакции, форма и условия получения денег на родине. Просмотрев ряд сайтов, я остановился на сервисе 2checkout.com.
Это один из немногих сервисов, который не только удовлетворял все мои потребности, но и, что немаловажно, работал с нашей страной. Среди очевидных преимуществ в глаза бросаются такие:
одноразовая регистрационная плата (у других компаний это могут быть и ежеквартальные и ежегодные взносы; сумма первичного взноса колеблется от $400 до 900);
невысокие комиссионные с транзакции (5.5% + $0.45 с каждой операции);
возможность оформления платежа как через специальную веб-форму, так и по ссылке;
отсутствие ограничений по максимальной и минимальной сумме платежа, а также по количеству товаров и услуг, обслуживаемых по одному логину;
бесплатная рассылка чеков;
круглосуточная поддержка;
и т.д.
Не менее весомым аргументом в пользу данного сервиса для меня стал и мой личный опыт. Несколько раз мне уже приходилось платить через 2checkout, и каких-то проблем у меня не возникало. Сам сервис американский, довольно известный там, а значит, будет вызывать доверие потенциальных покупателей.
Итак, приняв решение обзавестись мерчантом для приема кредиток, я первым делом отправился в ближайшее отделение банка, чтобы пополнить свою виртуальную Visa необходимой для открытия суммой в 49 долларов. Как только деньги появились на карте, я сразу же попытался зарегистрироваться через ссылку signup на главной странице 2checkout.com. Вначале пришлось заполнить стандартную форму с личными данными, почтовым адресом, названием фирмы (!) и сведениями о сайте. Если у вас пока нет сайта, ничего страшного, вы сможете изменить регистрационные данные в будущем. Что касается фирмы, то тут вы можете придумать название для своей несуществующей фирмы (например, Pupkin Inc.) от того, имеется у вас предприятие или нет, ничего в обслуживании не изменится. Адрес рекомендую заполнять внимательно, так как именно на него вам будут высылаться чеки (хотя подкорректировать данные вы сможете и потом). Как только вы справитесь с этой формой, вам предложат заполнить еще одну. Здесь надо назначить пароль для первого доступа к серверу после регистрации, указать данные кредитки, с которой будете оплачивать регистрационный сбор, а потом нажать кнопку и ждать результата регистрации.
В моем случае регистрация прошла достаточно быстро и успешно. Однако не спешите, на этом процесс не закончена. Заглянув в свой почтовый ящик, я обнаружил письмо от регистрационной службы 2checkout с поздравлениями. Там же были инструкции по завершению регистрации. Зайдя на сайт по указанной ссылке, введя идентификатор и пароль, вы попадете на страницу настроек. Здесь вам предложат ввести уникальный логин и новый пароль. По требованиям службы поддержки пароль должен состоять из букв и цифр. И вообще, чем сложнее комбинация знаков в пароле, тем меньше вероятность того, что кто-то кроме вас им воспользуется.
Главные настройки на странице пользователя, конечно же, те, которые определяют характеристики платежа. Так, например, в параметрах сделки можно указать, будут ли приниматься американские и канадские чеки, кредитки и международные платежи. Продавцы виртуальных аукционов по достоинству оценят возможность внесения в общую калькуляцию суммы отгрузки товара. Среди других опций есть формы для настройки реквизитов продавца (формирует отчет об операции, которые банк покупателя предоставит ему в качестве подтверждения операции по карте), а также форма для настройки счета («корзины», Plug-N-Play Cart), которую вы в дальнейшем сможете установить на собственном сайте. Вообще, в настройках учитываются многие параметры сделки, о которых сразу и не догадаешься: здесь и платежи по партнерским программам, и формирование ссылок для писем, и даже специальная форма для создания писем с ссылками на оплату товаров и продуктов, купленных у вас на аукционах (те, кто пробовал покупать/продавать что-то на аукционах, поймут, о чем я говорю).
Для тех, кто продает электронные продукты (например, программы, пароли, e-книги), предусмотрена функция настройки страницы загрузки (Thank-You-Page). Дабы избежать воровства, для загрузки подобных продуктов служба поддержки рекомендует использовать на этих страницах скрипты (или *.cgi-, *.php-страницы). Если по условиям вашего проекта необходимо, чтобы после оплаты данные о пользователе передавались на сайт, то для этих целей также предусмотрены специальные настройки и инструкции.
Если после первого захода на личную страницу вы не произведете никаких настроек, на указанный вами e-mail обязательно придет письмо от службы поддержки с предложением помощи. Отметим, что после открытия мерчанта на ваш адрес ежедневно будут приходить отчеты по оборотам на вашем аккаунте, и если число операций у вас окажется невысоким, то лучше сразу отказаться от получения таких рапортов. Кстати, согласно письменному уведомлению, все зарегистрированные пользователи 2checkout автоматически подписываются в партнерскую программу. И после этого только от вас зависит, будете вы продвигать эту компанию или нет.
Как и положено солидному сервису, все вопросы и проблемы вам поможет решить служба поддержки. Она работает только через ticket’ы (где уже освещаются какие-то проблемы) в разделах тем в contact us, но работает оперативно и четко. На заданные мной вопросы ответы приходили в течение дня.
Все это, конечно, хорошо, а как же получить заработанные деньги у себя в родном городе? На этот случай предусмотрено несколько способов. Во-первых, существуют чеки, которые http://2checkout.com высылает бесплатно. Главное преимущество данного варианта дешевизна. Среди негативных моментов отметим следующие: при пересылке чек может потеряться, сама пересылка длится достаточно долго (в зависимости от варианта отправки, от четырех дней до месяца). Получив чек, обратитесь в ближайшее отделение крупного коммерческого банка и вам его обналичат под 35% комиссионных. Есть, кончено, и уникальные случаи, с другим процентом комиссионных, но я сейчас говорю не о них.
Второй вариант получения ваших денег банковские переводы. Понятно, этот способ оптимальнее, так как перевод по счетам осуществляется в течение одного банковского дня, да и надежность такой формы перечисления денег выше. Однако стоимость перевода тоже выше и соответствует тарифам Western Union. Так, за первые $100199 с вас снимут $36, а за каждую последующую сотню на $3 меньше. Очевидно, что таким вариантом стоит пользоваться тогда, когда сумма перевода больше определенной цифры (например, от $700, тогда комиссионные составят всего $18). Кстати, судя по информации, предоставленной на сайте, чеки и переводы производятся, если сумма вашего счета составляет $100 и более. Можно переводить деньги и на собственную кредитку, правда, если ваша карточка открыта в отечественном банке, ставки за перевод останутся такими же. Тем же счастливчикам, кто имеют американскую карту или счет в Штатах, перевод денег вообще бесплатный. Деньги выплачиваются два раза в месяц, 1 и 15 числа. Для тех, у кого сумма перевода составляет $1000 и более, компания готова делать еженедельные переводы.
Конечно, для многих новичков сумма в $49 за открытие счета может показаться высокой, и не все на это пойдут, тем более, что наличие мерчанта еще не гарантирует успеха всему проекту. В этом случае, единственный совет объединяйтесь. Найдите среди знакомых двух-трех партнеров, откройте на кого-то совместный мерчант, создав для каждого участника ссылки и формы под его товары (услуги).
Предвидя вопросы некоторых пессимистов, хочу сразу объяснить, что, используя мерчант, вы не открываете счет в иностранном банке и не скрываете денежные средства за рубежом, а пользуетесь услугами третьей стороны для получения денег с кредитных карт. Как бывает в подобных случаях, ответственность за выплату налогов ложится на пользователя, а третья сторона не отвечает ни за возможные потери, ни за убытки, связанные с невыплатой налогов. Так что, думайте сами, решайте сами.